Однако после того как к январю 2002 года было проложено шестьдесят километров пути и отсыпано 120 километров земельного полотна притрассовой дороги, все работы на объектах прекратились. Снова начались испытания, связанные с поиском средств для существования. И если поначалу ситуация была еще более-менее терпимой, то со второй половины 2002 года проблемы с выдачей зарплаты, перечислением налогов, с отчислениями в обязательные фонды особенно обострились. Многочисленные подразделения БСК «Восток», ранее занятые на Улаке, стали искать применения своим силам на стороне - брались за работу на Сахалине, на Бурейской ГЭС, на строительстве федеральной дороги Чита - Хабаровск. Однако в 2003 - 2004 годах не стало и этих объемов. - Коллективы к тому времени устоялись, люди договаривались между собой: будем держаться, - рассказывает бывший начальник участка искусственных сооружений БСК-22 Сергей Простолупов. - До августа прошлого года продержались, потом начался полный развал. Гендиректора Балтийской строительной компании «Амур» Арзуманову сняли с должности. В сентябре еще что-то делали, а потом охраняли то, что есть. Я в это время находился в Могочах. Нам обещали, что заключат договоры со старателями на вскрышные работы, подъездные пути. Предполагали заняться и лесозаготовками. К этому стали готовиться. Но тут всю технику на месте распродали, и все. Я уехал с вахты в ноябре. В декабре собрался заезжать, а мой сменщик говорит: «Куда ты поедешь? Там даже жить негде - вагончики все отданы...» Стали ждать, когда же наконец погасят задолженность по зарплате. В феврале приехал новый генеральный директор БСК «Амур» Вячеслав Колпаков. Выдали кому десять тысяч рублей, кому двадцать, кому тридцать. На том и остановились. В результате, к примеру, по участку Простолупова задолженность перед людьми составляет от 20 до 100 тысяч рублей каждому. Причем рабочие считают, что точно ее посчитать теперь просто невозможно - документы утрачены. - Считаю, что это сделано сознательно, - говорит Сергей Михайлович. - Как начальник участка, я приезжаю, сдаю табель, а потом его найти не могут. С материальными отчетами точно так же. И это по многим подразделениям. То есть документы все потеряли, задолженность восстановить никто не может и не хочет. Недовольные положением дел работники подразделений Балтийской строительной компании в поисках справедливости обратились в Тындинскую городскую прокуратуру. Предварительное следствие, проведенное ее сотрудниками, показало, что задолженность по заработной плате рабочим БСК-24, занятым на строительстве объектов на Сахалине, на Бурейской ГЭС и на федеральной автомобильной дороге «Амур», достигла 18 миллионов рублей. Установлено, что генеральный директор БСК-24 в 2000 году за 420 тысяч рублей из средств предприятия приобрел внедорожник, указав в платежном поручении, что деньги перечисляются «за выполненные работы». Через некоторое время автомобиль плавно перешел в собственность руководителя предприятия. Выяснилось  также, что В. Кулаженко, имея возможность погасить долг по зарплате, списывал средства на расчеты с поставщиками, закупку материалов и иные хозяйственные нужды предприятия - всего около 193 миллионов рублей. Генеральный директор БСК-24 помещен под стражу, в его отношении возбуждено уголовное дело. Направить материалы в суд тындинские прокуроры планируют в двадцатых числах мая. Максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом в этом случае, - лишение свободы на срок до шести лет. Относительно Ирины Арзумановой установлено, что, несмотря на существование долга по зарплате, она купила автомобиль японского производства на средства предприятия, одному из сотрудников выделила деньги на приобретение квартиры в Московской области. Скоро ей предстоит ответить за это по закону. - Что даст решение суда? - рассуждает Сергей Простолупов, бывший начальник участка. - Признают нас потерпевшими. А ведь для того чтобы рассчитаться с долгами по зарплате, ни у БСК-«Амур», ни у БСК-24, ни у других «дочек» Балтийской строительной компании денег нет. Головное предприятие БСК-«Восток» всю технику забрало в лизинг, предприняло оно и другие меры, позволяющие уйти от материальной ответственности. В результате сегодня ее многочисленные подразделения в Тынде и районе не имеют собственности. Допустим, генеральных арестуют, посадят. А люди заработанных денег все равно не увидят. Прокурор Тындинской городской прокуратуры Николай Митин с этим утверждением не согласен. - Имущество БСК-24 и БСК «Амур» арестовано. При его реализации средств для расчета по долгам предприятий по заработной плате будет достаточно. Это заявление Н. Митина основывается на данных документальных проверок. Их провели с привлечением бухгалтеров и экономистов после обращения в прокуратуру налоговых органов и работников ряда подразделений Балтийской строительной компании. Кстати, сейчас Тындинская городская прокуратура ведет проверки еще нескольких предприятий, в том числе обществ с ограниченной ответственностью ПМК-147, МК-49, БСМ-2, БСК-Строймост, Мостоотряд-54. По их результатам станет ясно, есть ли здесь нарушения законодательства, и будет принято решение относительно возбуждения уголовного дела. Прокурор обратился в суд с заявлением о выполнении судебных приказов о выдаче задолженности по зарплате. Это касается и подразделений Балтийской строительной компании, которым предстоит пройти процедуру банкротства. Тут уместно отметить, что в ходе конкурсного производства зачастую удается ликвидировать такие долги. Так, по БСМ-2 они погашены примерно на 60 процентов. Пока идут следственные мероприятия, люди, ранее трудившиеся в БСК, ищут другую работу. Часть тындинцев устраивается на титановый рудник, многие возлагают надежды на скорое строительство в этих местах нефтепровода. Прошла информация о том, что будут продолжены работы и на железнодорожной ветке Улак - Эльга, они должны начаться во второй половине этого года. Всем понятно, что освоение крупнейшего на востоке страны Эльгинского месторождения с запасами коксующихся углей в два миллиарда тонн возможно лишь при условии, если железная дорога свяжет его со станцией Улак на БАМе. Эльгинским месторождением заинтересовались всемирно известные южнокорейская компания LG и япон-ская «Sуmitomo». В столице Республики Кореи Сеуле LG - I и «Эльгауголь» даже подписали меморандум о намерениях по совместному участию в строительстве инфраструктуры Эльгинского разреза. После мартовской поездки президента Якутии в Японию якутские газеты сообщили, что японцы проявили интерес к проекту. Уже проведены переговоры по финансовому участию в нем японской стороны. Ожидается, что основной инвестор строительства вот-вот определится. Тындинцы на нем работать опасаются. Говорят, сильно обожглись в первый раз. А о том, что сюда вернется Балтийская строительная компания, и слышать не хотят.