Похорошели или нет ваши подъезды, больше ли стало детских площадок? У этой хрупкой женщины хватает энергии не только на двух работах трудиться, но и наболевшее отстаивать. Полгода она обивает пороги чиновников, доказывая несправедливость, укоренившуюся в системе ЖКХ. Деньги берут ни за что С января ежемесячная оплата за техобслуживание у обратившейся к нам жительницы областного центра составила 212 рублей. Для одних - копейки, для других - «все-таки деньги». - Пока в этой строке квитанции о квартплате числились не ахти какие цифры, я особенного внимания не обращала. Теперь стала задумываться. Прежде мне расписывали суммы за каждый вид работ, а сегодня обнародуется только общая расценка. Мне непонятно, за что я плачу. Ведь за все 20 лет, что живу в пятиэтажке, у нас в подъезде ни разу не сделали текущего ремонта с побелкой и покраской, - возмущается Светлана Анатольевна. - По словам специалистов производственного отдела МПЖРЭП знаю, что такой ремонт должен проводиться каждые пять лет силами местного РЭУ. С 1994 года у нее имеется договор о приватизации квартиры, в котором черным по белому написано, что организация, которая обеспечивает техобслуживание, обязана ежегодно по фактическим подсчетам сделанного произвести потребителю перерасчет. Обратилась правдоискательница в плановый отдел МПЖРЭП: - Расшифруйте мне, такой непонятливой, за что плачу. Что сегодня входит в техобслуживание? Тогда за все несделанное требую вернуть денежки. Не вернут по-доброму, придется судиться. Как же иначе? Разве это не равносильно тому, когда в магазине мы платим за булку хлеба, а нам только полбулки дадут? В МПЖРЭП объяснили, что расшифровкой стоимости технического обслуживания на один квадратный метр по видам работ они не располагают - ее предоставляет администрация города. На официальный запрос последовал официальный ответ. Итак, в перечень работ по техническому обслуживанию входят содержание и мелкий ремонт мест общего пользования (подъездов, подвалов, чердаков, придомовой территории), общих коммуникаций, вывоз бытовых отходов. Правда, добиться точной суммы за неисполнение разных видов работ Светлана Анатольевна не смогла. Почему? Оказывается, нет в мэрии расчетов за каждый вид технических услуг. Круг замкнулся. Сколько стоит, например, текущий ремонт в подъезде, пока никто не ответил. Обращалась горожанка и в АКС. Там в ответ на ее звонок очень удивились: «Вы первая, кто обратился к нам с претензией на техобслуживание. Были звонки только по поводу горячей и холодной воды. В общем, пишите претензию». Написала она жалобу от всего подъезда на РЭУ. И решила судиться с ним. Словом, есть необходимость вникать в каждую цифру в наших квитанциях не потому, что мы такие бедные или денег жалко. Элементарное уважение к себе, своему труду требует ответного отношения и со стороны местной власти. Сегодня жильцы гадают, за что они платят, сколько это стоит и почему в действительности ничего не делается. Жилкоммунхоз в амурской столице работает как бы в мутной воде. Удобно держать добросовестных плательщиков в неведении? А может, это правдолюбцы заблуждаются в своих возмущениях и претензиях в адрес загадочной и закрытой  жилищно-коммунальной системы? Ничего не объясняется, оттого и приходится людям строить нелестные догадки. Жильцы многоквартирных домов, как и Светлана Анатольевна, интересуются: могут ли они отказаться от услуг предприятия ЖКХ по техническому обслуживанию? Формально, то есть по закону, да. Однако лишь в том случае, если большая часть квартир в вашем доме приватизирована. За разъяснением всех деталей я обратилась к начальнику городской службы благоустройства МПЖРЭП Галине Еременко: - Согласно новому Жилищному кодексу ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники жилья. Если квартира не приватизирована, собственником является орган местного самоуправления, и эта организация решает, каким образом будет обслуживаться жилье. Обычно свои функции по управлению муниципальным жильем местная администрация передает обслуживающему предприятию, в данном случае МПЖРЭП ЖКХ. Если же все или большая часть квартир в доме приватизированы, жильцы должны собрать общее собрание, на котором определят форму управления домом. Кодекс предлагает три варианта: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) или управление управляющей организацией. Если жильцы выбрали первый способ, то есть не стали создавать ТСЖ и нанимать управляющую компанию, они сами заключают договоры на обслуживание с какой-либо организацией или частными лицами. То есть договор на оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества должен быть подписан большинством жильцов.Тогда они могут самостоятельно нанять электрика, дворника, плотника или выполнять собственными силами и за счет своих средств все работы, кроме, пожалуй, вывоза мусора, бытовых отходов и сан-очистки. Для этого требуется специализированная техника. В данном случае они несут полную ответственность за содержание жилья, в том числе мест общего пользования, и никакой помощи по ремонту жилкоммунхоз им оказывать не будет. Если нарушены нормы санитарной безопасности, правила благоустройства и содержания жилья, то ответственность также понесут жильцы. Понятно, что такой способ управления реально можно применить в небольших домах, квартир на десять, где жильцам нетрудно договариваться между собой и сообща решать общие проблемы. Если прикинуть все «за» и «против», то для многоквартирных домов, скорее, подойдет вторая форма управления по федеральному закону о товариществах собственников жилья. Эта форма объединения домовладельцев создается для совместного управления комплексом недвижимого имущества, куда входят межквартирные площадки, лестничные клетки, лестницы, лифты, крыша, технические этажи и подвалы. В отличие от управляющих компаний и подрядчиков такие товарищества имеют налоговые льготы. ТСЖ могут решать вопросы установки домовых счетчиков на тепло и воду, содержания и уборки подъездов, установки дверей, домофонов и т. д. Причем председатель правления и бухгалтер могут работать на штатных должностях, а слесарь-сантехник, плотник или электрик - по договору. Главное преимущество - такая коллективная ответственность домочадцев за порядок в доме экономит затраты по содержанию жилья. Впрочем, вряд ли каждый из нас готов объединяться с соседями и решать вопросы технического обслуживания в доме своими силами. Гораздо проще сетовать на российскую бесхозность, когда «на все не напасешься» и руки не доходят. Так что последняя, третья, форма управления - это то, что мы сегодня фактически имеем. Если жильцы не проявят заинтересованности в участии управлением домом, решение за них принимают органы муниципального управления. И что мы, горожане, имеем? Оказывается, в текущем году по статье «Благоустройство города» по плановой смете затрат на содержание и обслуживание муниципального жилищного фонда Благовещенска, утвержденной начальником УЖКХ городской администрации предусмотрено 3390000 рублей. 35 тысяч пошли на обработку подвалов, хотя первоначально на это отводилось лишь 1469 рублей. А еще так много нужно сделать. Например, отремонтировать как минимум 15 детских площадок пришкольных летних лагерей. Каждый год ремонтируют и красят беседки, штакетные ограждения, завозят песок... Только хватает этого в лучшем случае на сезон. За зиму такая площадка снова приходит в негодность. Бесхозность и варварство в нашей стране сродни стихийному бедствию. Порядок только там, где видна рука хозяина, жесткий пригляд. Выкрашенные лестничные площадки, отремонтированные дворовые сооружения - это добровольные действия подавляющего большинства благовещенцев, которым не безразлично, в каком доме жить и что видеть перед глазами. Но пока мы безучастно проходим мимо, когда какой-нибудь хулиган ломает общественное имущество в проходном дворе, необустроенность расцветает махровым цветом. И не надо удивляться, что средств, «как всегда, ни на что не находится». Сами платим, потом жалуемся Подвыпившие слесари, грубость работников домоуправлений давно стали приметой нашей действительности. Многие из нас даже перестали этому удивляться, а заодно и тому, что подчас бессовестно нарушаются права потребителя. Историю о чистом произволе поведала «Амурке» пенсионерка Евгения Григорьевна. Ей одна из платных услуг обошлась в четыре раза дороже того, что значится по расценкам. Надумала бабушка установить в целях экономии водопроводной воды водосчетчики. Вызвала из некой фирмы специалистов, а заодно и слесарей из местного домоуправления, чтобы стояки в подвале отключили. Для оплаты, как положено, попросила квитанцию, однако инженер РЭУ руками развела: «Нет в наличии... А вы скажите диспетчеру, мол, уже оплатили квитанцию, она вам заявочку и оформит. Слесарь придет, вы ему деньги и отдадите - 130 рублей». Евгения Григорьевна, человек понимающий, вот и пришлось ей диспетчеру соврать. Явившаяся «на дело» парочка слесарей в один голос воскликнула: «Как в 130 рублей? Только за один стояк вы нам должны 140, а два обойдутся в 280». Дозваниваться в РЭУ выяснять истину хозяйка не стала - постеснялась показаться мелочной, зато ее облапошить не побоялись. Как выяснилось позже, в кассу эти деньги, разумеется, не поступили. Никакой квитанции заказчице не выписывали, а значит, взятки гладки! Спустя несколько дней беспокойная пенсионерка зашла в плановый отдел МПЖРЭП поинтересоваться расценкой за данную услугу. Выяснилось, что данная услуга стоит 68 рублей с копейками. Пожаловалась женщина вслух, а в ответ услышала: «Сами платите, а потом жалуетесь, пороги тут обиваете! Тогда Евгения Григорьевна написала жалобу с просьбой разобрать ее случай. При «разборке» ее спросили: - Сколько мы вам должны? - Для начала разберитесь, почему у ваших работников нет квитанций. 280 рублей кто-то попросту положил себе в карман! На это руководитель изрек «гениальную» фразу: - А что еще остается бедному слесарю, который получает всего две тысячи? Войдите в его положение. Выходит, само начальство потакает произволу у себя под носом! Чего же тогда ожидать от работяг?