Сегодня Людмила Шагалова - ветеран кинематографа, за плечами которой 130 ролей. Но главное не это. Ее имя ассоциируют с золотым веком советского кино, когда создавались настоящие киношедевры. Причем судьба Шагаловой явно благоволила к ней - актриса снималась в фильмах, соторые любимы и сегодня, оставшись классикой на все времена. Шагалова - актриса вне возраста, вне амплуа и потрясающе доброжелательный человек. Звездной болезнью она не страдала никогда. Наоборот, умеет видеть в каждом человеке незаурядную личность, не уставая говорить комплименты и даже собирать автографы. В ее московской квартире очень теплая, уютная атмосфера, создаваемая ею, блистательной кинозвездой Людмилой Шагаловой, и ее мужем, легендарным кинооператором, народным артистом России Вячеславом Шумским. Шумского называют оператором-эпохой. С его именем связаны фильмы «Дом, в котором я живу», «Три плюс два», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное Ухо». В 1993 году Людмила Александровна ушла из профессии, из кинематографа. Ушла сама, добровольно - так решила. Все последние годы она отказывается от съемок на ТВ, не делая исключения ни для кого. Лично мне очень жаль, что Шагалова ушла из кино. Ее стиль с возрастом начал перекликаться с тем, что делала на экране Фаина Ранев-ская. Любой эпизод Шагалова способна превратить в маленький шедевр. Другое дело, что российский кинематограф 90-х не мог предложить актрисе ничего достойного. - Как вы думаете, соглашусь ли я сыграть старуху, подглядывающую в замочную скважину за половым актом? А такое мне предлагали. Но депрессии по поводу своего ухода из кино я не испытываю. У меня свои интересы, хобби. Но сейчас я ничего не вижу, потому что пять лет назад после неудачного лечения лазером потеряла зрение. Муж читает мне книжные новинки, журналы - я в курсе всех дел. Лучшие годы я отдала кинематографу, но старость я могу отдать семье? Мне интересно с внуками, я знаю, чем дышит их поколение, и это не может быть скучно. Впервые я снялась в кино в 15 лет в ленте режиссера Протазанова «Семиклассники». Шел 1938 год. Всемирно известный режиссер снимал этот фильм, ничего не понимая в пионерии и советской действительности. Протазанов только вернулся из-за границы, и ему надо было оправдаться, выполнить социальный заказ. Фильм был примитивен. Но я благодарна режиссеру, который дал мне путевку в кино и жизнь. Была в эвакуации, два года работала на Челябинском тракторном заводе, а в 1943-м вернулась в Москву и поступила во ВГИК. На первом курсе нас было 56 человек, но в течение года отсев был огромный, и к концу первого курса осталось лишь 14 студентов. Понравиться Герасимову было непросто. Он был очень строгий. Вспоминаю такой случай. Мы с ним и Тамарой Макаровой отдыхали в Пицунде. Это был 1985 год, последние месяцы его жизни. И так получилось, что пять вечеров подряд там шли фильмы с моим участием. Получился настоящий бенефис актрисы Шагаловой. И Герасимов мне тогда сказал: «Ляля, а ты последнее время очень интересно работаешь в кино!» И хотя это были очень старые фильмы (он их просто не видел), для меня такие слова Учителя были счастьем. На похвалы он был весьма скуп. Часто вспоминаю свой институт, где я училась с 1943 по 1948 год. ВГИК тогда был «зеленым» - сплошные шинели и гимнастерки. Несколько лет назад, выступая в институте, я так и сказала. И добавила: «А теперь он стал «голубым». Все захохотали, захлопали. Но я-то имела в виду джинсы! Вячеслав Шумский в 1944-м вернулся с войны после тяжелого ранения. Я, когда его увидела, подумала: «Какой парень симпатичный! И на костылях... А потом у нас начался роман. В те времена считалось неприличным, чтобы женщина висла на мужчине с поцелуями. Были знакомство, интеллигентные прогулки, и так мы дотянули до Дня Победы. Девятого мая 1945 года вышли на улицу, а там салют. Я подумала: какое счастье! Это же салют нашей новой жизни. Свадьбы у нас не было. Я суеверный человек и очень боюсь пышных свадебных торжеств. Жить нам было негде, хотя мой папа - заместитель наркома танковой промышленности. Но он ничем не мог помочь, так как уже сидел в лагере. Несмотря на воинские заслуги, его арестовали и сослали на рудники. Он был уже пожилым человеком, и его спасали моя слава, мой успех в «Молодой гвардии». Жизнь - невероятная штука! Я получаю Сталинскую премию, а папа сидит в сталинском лагере, туда привозят фильм, и он видит меня на экране. Съемки в Краснодоне - огромный этап в моей жизни. Актеров селили в дома их героев, к родителям молодогвардейцев. У меня до сих пор впечатление, что мы не снимались, а прожили эти жизни. Я сыграла любовь к Сергею Тюленину. Моя героиня Валя Борц, рискуя жизнью, вместе с ним развешивала советские флаги. Сталинские премии дали пятерым исполнителям, в том числе и мне. Рецензии на фильм вышли очень хорошие, хвалили нас с Гурзо и Инну Макарову. Ругали Нонну Мордюкову и Володю Иванова. Писали, что Кошевой на экране истеричен, а Ульяна Громова в романе более лирична и женственна, нежели получилась в фильме. Мы объехали всю страну. Было и такое, что машину с нами - молодогвардейцами - в Иванове поднимали на руки! Раньше я такое только про Шаляпина читала. После премьеры «Молодой гвардии» мы входили в МГУ, и нас десять минут приветствовали аплодисментами, как Сталина. Мы были национальными героями. Сейчас это трудно представить. Кино в загоне, героев нет, и в школах учат не быть патриотами. Мне посчастливилось играть в замечательных фильмах у великих режиссеров. Очень люблю роль матушки Бальзаминовой. И не только я ее люблю, но и публика ее любит, что приятно. Предложение сыграть 75-летнюю матушку Бальзаминову мне поступило в 39 лет. Я чуть не заплакала: неужели я так плохо выгляжу?! А потом я поняла, как много дала мне эта роль в творческом становлении. Благодаря ей со временем я легко перешла на возрастные, характерные роли, в то время как многие мои коллеги так и не смогли преодолеть этот барьер. Съемки «Женитьбы» вспоминаю с особой теплотой. Гоша Вицин! Это просто чудо! Недооцененный артист, великий комик. Он играл Бальзаминова в 47 лет! Он никогда никуда не спешил, был спокоен, весел, счастлив. «Гоша! Солнце садится, надо быстрее доснять сцену!» - кричал режиссер Воинов, когда Вицин начинал медитировать (он же был йог). «Ничего, - отвечал Гоша, - завтра снова солнце взойдет, тогда и доснимем». А как я любила экспедиции! Уезжать на съемки куда-нибудь в Сибирь или в Ялту. Случались порой забавные истории. В период работы над фильмом «713-й просит посадку» поженились Володя Высоцкий и Люся Абрамова. Она играла американскую кинозвезду. И вдруг мы узнаем, что у них роман. Все удивлялись: Люся такая пикантная, а он - шпана шпаной! И вскоре они сыграли свадьбу и прожили восемь лет. Я уверена, что литературное пристрастие Володя все-таки перенял от Люси. Мне часто приходилось ездить на зарубежные фестивали, представлять советские фильмы. Особенно запомнилась поездка во Вьетнам. Там я была личной гостьей Хо Ши Мина, танцевала с ним. Помню, во Вьетнаме сошла с поезда на перрон, и вдруг меня окружила группа женщин, которые стали рвать на мне волосы. Я закричала, присела и закрыла голову руками. Оказывается, для них белые волосы - это чудо, и они рвали их на сувениры! Хорошо, что быстро появилась полиция. Меня знала вся страна. Фотооткрытки расходились миллионными тиражами, издавались буклеты о моем творчестве. Но к своей известности я всегда относилась очень спокойно, ведь существуют пресловутые огонь, вода и медные трубы. И если огонь и воду люди научились проходить, то медные трубы - редко. Я говорила: «Ляля, ущипни себя и не думай, что ухватила за бороду Бога. Это конечно, потрясающий момент в жизни, запомни его. Но не думай, что ты уже царица бала». Моя последняя комедия «Где находится нофелет?» вышла в 1988 году. Фильм о том, как все пытаются помочь моему сыну жениться. После этой комедии режиссер Эйрамджан звал меня еще, говорил, что написал роль специально для меня. Но я уже не снималась. Стала «актером в законе». Я дала себе слово: когда мне исполнится 70 лет, красиво уйду, потому что уже сама себе не нравлюсь. Когда вижу, как мои ровесницы делают пластические операции или прикрываются шляпками, становится грустно. Но как ни маскируйся, честные люди все равно скажут: «Ой, Людмила Александровна, как вы изменились». Когда врач в поликлинике так мне сказала чуть ли не со слезами на глазах, я поняла, что... пора. По профессии не скучаю. Я снималась ровно полвека! Мне иногда было интересно не то, что я играю, а люди, с которыми встречаюсь. Может, и роль не очень, и картина, но общение запоминается на всю жизнь. Этим и отличается кино от театра. Считаю, что прожила очень интересную жизнь. И особенно благодарна своему Вячеславу Михайловичу. Он мне слово «дура» не сказал ни разу за все шестьдесят лет. Но и я не обозвала его ни разу. Наш брак построен на взаимном уважении. Знаете ли вы хоть одну творческую семью, которая 60 лет вместе? Я, например, не знаю.