Приватизация, инвентаризация, переоформление документов на право владения земельным участком... Пока обежишь (не по одному разу!) все необходимые инстанции с неминуемой «отсидкой» в длинных очередях, соберешь все необходимые документы, может пройти не один месяц, а то и год. Хотели как лучше, а получилось... Закон РСФСР 1990 года «О земельной реформе» впервые провозгласил существование в стране частной собственности на землю. Главной целью преобразований была ликвидация монополии государственной собственности на землю и формирование основ земельного рынка, как во всем цивилизованном мире. Но, похоже, российские реформаторы, идя по пути перемен, увлеклись. Сначала создали комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Все вопросы решались в одной организации и за короткий срок. Через несколько лет регистрацию передали юстиции. Чтобы узаконить сделки с недвижимостью, гражданам пришлось обращаться уже в две организации. Следующим этапом было создание земельно-кадастровой палаты - стали отдельно проводить кадастровый учет. И обывателю пришлось преодолевать еще один чиновничий барьер. По идее, любая реформа в государстве должна привести к тому, чтобы в конечном итоге облегчить жизнь граждан. Стало ли лучше россиянам от такого «реформирования» - вопрос. Сегодня, чтобы совершить сделку с недвижимостью, человеку надо обойти три организации, которые подчиняются разным ведомствам. Что это значит, многие ощущают, как говорится, на собственной шкуре. Судя по многочисленным жалобам наших читателей, в большей степени от бюрократических проволочек страдают жители областного центра. Сами создаем себе проблемы Запутавшись в нашем законодательстве, люди не знают, с чего начать, и нередко обращаются не в ту организацию. Просто удивляешься терпению и сдержанности Ирины Морозовой, технологу кадастровой палаты. ежедневно ей приходится сдерживать натиск посетителей и выслушивать их упреки. Зачастую необоснованные. - Наша инстанция - предпоследняя ступень перед юстицией. В кадастровую палату надо обращаться, когда на руках уже полный пакет необходимых документов: постановление мэра или свидетельство на земельный участок, геодезические данные, техпаспорт, если это гараж, и так далее. Только в этом случае мы составляем кадастровый план, - сказала Ирина. - Чтобы, к примеру, выделить участок под строительство гаража, сначала надо обращаться в администрацию города. А люди идут сразу к нам - выстаивают очередь, берут талоны, потом выясняется, что обратились не по адресу... Второй момент. После принятия нового Земельного кодекса в 2001 году некоторые забеспокоились: действительны ли свидетельства на право собственности, пользования или аренды земель, выданные ранее? Как пояснили в кадастровой палате, все эти документы в настоящее время имеют юридическую силу. Люди, не зная этого, начинают снова переоформлять земельный участок, который и без того принадлежит им на законных основаниях. Зря тратят свои нервы и деньги. За бесплатное право приходится платить - В мэрии должны отсеивать тех, кто не намерен в настоящее время продавать земельный участок или передавать его в наследство, - считает заместитель руководителя территориального агентства кадастра недвижимости Геннадий Шестаков. - Там же, преследуя свои интересы, заставляют всех обратившихся с целью проверки переоформлять документы. Инвентаризация земель должна проводиться в плановом порядке за счет бюджета, а у мэрии политика - сделать все это за счет гражданина. По мнению Геннадия Васильевича, земельное управление администрации Благовещенска зачастую ущемляет права граждан в части пользования земельными участками и при переоформлении прав на собственность. Горожанам предлагают оформлять право на аренду или выкупать землю. Тогда как в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса и законом Амурской области «Об основаниях бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» предусмотрены нормы бесплатной передачи земли. - На первом этапе земельной реформы людям выдавали свидетельства на землю без обмера участка на основании имеющихся у них документов. Поэтому сегодня при проведении инвентаризации земель и при межевании отдельных участков случаются расхождения в цифрах, - пояснил Г. Шестаков. - К примеру, в свидетельстве указана площадь земельного участка 10 соток, а на деле оказывается - 12. Городские чиновники говорят: десять соток мы тебе отдадим в собственность бесплатно, а остальное выкупай - это уже считается самовольный захват территории. Хотя никакого захвата не было, границы участка за последние годы не менялись. Людям приходится делать межевание уже не одного, а двух участков и дважды за это платить. К примеру, вместо двух тысяч рублей человек вынужден выкладывать из своего кармана четыре. Между тем в 261-й статье Гражданского кодекса сказано, что характеристикой земельного участка является граница, а не площадь. Городские чиновники, во-первых, создают лишние проблемы себе - они просто не успевают рассмотреть и подготовить в установленные законом сроки (две недели) вал документов, а во-вторых, - гражданам. Отсюда и ажиотаж, и многочисленные очереди. Каждый сверчок знай свой шесток В администрации города, куда я обратилась за комментарием, удивились такой постановке вопроса. Претензии территориального агентства недвижимости в свой адрес считают необоснованными. - В девяностые годы на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, правопреемником которых является федеральное агентство кадастра недвижимости, бы-ла возложена задача выдачи свидетельств о праве пользования землей, - заметила начальник земельного управления Елена Титова. - Процедура выполнялась в очень короткие сроки, и комитет приобщал к этому делу различные организации. Допустим, свидетельства на участки под гаражами выдавали БТИ, на сады - общества садоводов... Сегодня мы выявляем массу недочетов. Доходит даже до парадоксов. Человек погиб на войне в 1944 году, а на его имя в 1993 году оформлено свидетельство о праве пользования землей! Получается, людям выдавали виртуальные свидетельства. Допустим, указана площадь участка - 600 квадратных метров, а где они конкретно расположены, неизвестно. И сегодня, когда человек обращается в администрацию, чтобы получить земельный участок в собственность, мы хотим это выяснить. Поэтому просим сделать межевание. В соответствии с 36-й статьей Земельного кодекса установление границ земельного участка делается за счет гражданина, а не за счет органов местного самоуправления, как это утверждает Геннадий Шестаков. Если размер площади не соответствует данным в документах, тогда докажите, что когда-то произошла ошибка. Теперь - что касается сделок. Иногда люди, имея на руках такое виртуальное свидетельство, обращаются сразу в юстицию. Обязательное условие - надо принести и кадастровый план земельного участка. Если прежде не было выполнено межевание, в документах укажут: границы земельного участка поставлены декларативно. При такой записи вы можете совершить сделку с недвижимостью. Но уже новый собственник объекта недвижимости обратится в администрацию за оформлением земли в собственность или аренду. В любом случае ему придется делать межевание земельного участка. И тут у человека могут возникнуть проблемы. - Межевание земельного участка по федеральному закону о землеустройстве является землеустроительной документацией. А она согласно постановлению правительства обязательно подлежит согласованию с органом местного самоуправления, - продолжила Елена Игнатьевна. - Если кадастровая палата проводит кадастровый учет земельных участков на основании межевания, не согласованного с органами местного самоуправления, это прямое нарушение законодательства... Ситуация получается парадоксальная. Хотя все ведомства руководствуются одними и теми же законами, между ними возникают разногласия. Не зря в народе бытует емкая поговорка: закон что дышло... А крайним в таких ситуациях остается рядовой горожанин, которого «футболят» из одной инстанции в другую. Иногда, чтобы переоформить право на земельный участок, уходит до двух лет! Есть ли выход из этого замкнутого бюрократического круга? По мнению Геннадия Шестакова, надо на законодательном уровне установить порядок предоставления гражданам земельных участков: по каким конкретно вопросам, в какие организации, с какими документами должен обращаться человек и что в них должно быть отражено. Тогда земельные проблемы будут решаться более оперативно. У Елены Титовой на этот счет свое мнение: - В Благовещенске сегодня сложная ситуация: очень много нарушений по самовольному захвату и использованию земель не по назначению. Мы можем выявить такие факты, но привлечь к административной ответственности граждан - обязанность Федерального агентства кадастра недвижимости, которое осуществляет контроль за охраной использования земель. К сожалению, они свои полномочия не выполняют. А безнаказанность порождает дальнейшие действия. Каждое ведомство должно заниматься своим делом и не трактовать законы на свой лад - тогда и будет порядок. ...Наступят ли такие времена? Хочется верить. А пока жители областного центра обречены на хождение по мукам и просиживание у чиновничьих кабинетов разных ведомств, которые не могут найти общий язык. Неудивительно, что некоторые просто не выдерживают такого мытарства и откладывают решение земельного вопроса. А тем, у кого безвыходная ситуация, остается только посочувствовать.