- Понимание, что они все равно не смогут быть полной копией меня, пришло намного позже, когда мою музыкальную отрешенность потеснили острые вопросы педагогики. Главнейшим из них стал: как не помешать развиваться тому, что уже есть? Все студенты такие разные, значит, подход к обучению не может быть одинаковым. На каждом этапе преподавания теоретических дисциплин Елена Киселева добивается не зубрежки, а проникновения в тайны творчества. Завесу мира чувств, настроений, образов приоткрывает пристрастный анализ музыкальных произведений, понимание замысла композитора. А «щелчок» в душе вроде озарения происходит только у наиболее устремленных студентов. - Но для меня, как для педагога, это самая большая награда, - улыбается музыковед. Как-то одна из учениц призналась, что лишь на третьем году учебы она действительно прониклась классической музыкой и к ней пришло иное понимание мира. Это не просто слова, ведь после таких озарений меняется жизнь, и кажется странным, что прежде можно было часами напролет болтать ни о чем с соседками по общаге, терять золотое время. От прошлой жизни повеяло скукой... Оказалось, что в мире есть нечто светлое и прекрасное, что делает людей счастливыми. А в музучилище есть преподаватели, которые умеют это приоткрыть. - Помните, что музыка - сама любовь! - восклицает Елена Анатольевна, и учеба уже не кажется тягостным бременем. Смотреть на мир глазами студента для педагога давно стало привычкой. Кстати, поэтому так странно, что кому-то она кажется излишне строгой. - Происходит такое с пугливыми студентами, - понимающе заключает Киселева. - Требовательные нотки вызывают зажим, скованность. Как только я это понимаю, меняю подход, ведь ученик не должен бояться учителя. Педагогика, основанная на страхе, - это муштра. Впрочем, самые успевающие, которые в своей группе «обскакали» всех, строгости только рады: правильно, пусть нерадивые подтягиваются! Елена Анатольевна не только требует от учеников полной отдачи, но и совершенствуется вместе с ними. Особенно тянут педагога вверх так называемые скептики и почемучки. Им бы все перепроверить, во всем подтекст найти. Преподаватель сольфеджио и гармонии только «за». Так и говорит: - Чувствую, что они меня тоже ведут. Люблю, когда не соглашаются, спорят, - это движет мысль. Особенно радуюсь, когда ощущаю их жадность к знаниям, прорыву. Не секрет, что перспективы у будущих преподавателей в финансовом отношении и жизненных условиях незавидные. Поэтому иные мамы и папы не связывают будущее своих отпрысков с работой в учреждениях культуры. Приходится убеждать их не ошибиться в выборе. - Ведь в музыкальное училище порой поступают очень одаренные ребята, которым можно прогнозировать большой успех, - замечает педагог. - Отмеченных «божьим поцелуем» я всегда прошу не рубить сгоряча, а все взвесить, обдумать. Уйти из искусства всегда можно. В человеке изначально должно быть «зерно» музыки, в противном случае лучше с творчеством не связывать свою судьбу. Несомненно, музыкальный вкус можно развить, но сугубо профессиональная сфера доступна не каждому. Студентов, которыми я по праву горжусь, за 20 лет моей работы было немного. Вместо сцены - литературные раскопки Профессиональных музыкантов в роду у музыковеда Елены Киселевой никогда не было. Дедушка играл в любительском оркестре на мандолине, а отец был одаренным настолько, что в его руках все оживало: техника, скрипка, фортепьяно. Как принято в хороших домах, дочку рано отдали учиться музыке. Лена часами просиживала за инструментом: учеба - труд не из легких. На свободу с каторги под названием «пианино «Кубань» она сигала даже в окошко. Только когда оставалась дома совсем одна и от острых приступов страха не спасали ни конфеты, ни телевизор, выручал именно инструмент! Оказалось, что он может быть и защитником, и другом. Неудивительно, что, уезжая из дома, Лена с ним прощалась, а вернувшись - здоровалась. Непосредственное детское отношение к игре на пианино постепенно переросло во взрослое осознание, что музыка - это ее судьба. Круглая отличница с выбором профессии не металась. Музыкальное училище было окончено на «отлично», и девушка направилась из Грозного, где выросла, в столицу учиться на музыковеда на историко-теоретико-композиторском факультете Гнесинского института. Здесь Елену захватили исследования и литературные раскопки. Изучать детально мир музыки приходилось, вооружившись очками или лупой, ведь иначе дальше дилетантизма не продвинешься. Поверхностных музыковедов не бывает: дотошность - их главная черта! - Мне невероятно повезло с интереснейшими учителями, которые умели преподнести, заинтересовать, сказать так, чтобы открылась душа и пришло то, что стоит за порогом знаний. И тогда на уровне ощущений стала понимать, что бывают люди, в которых музыка живет как неукротимая стихия. А есть такие, кто обучен лишь технически. Терпения и понимания каждого звука Елена Анатольевна ожидает и от своих студентов. Специально для них она составляет программу, сама выбирает музыку для анализа. - Авторский курс себя оправдывает, - говорит Елена Анатольевна. - Наши выпускники поступают в солидные вузы. Я всегда за них очень болею, переживаю. Они об этом знают, поэтому часто звонят, сообщают о «наших» успехах. Конечно, светлое будущее в окнах училища маячит не каждый день. Рутина есть в любой работе, не говоря о труде учителя, который государством ценится на словах. Чтобы достойно жить Киселевой, как многим ее коллегам, приходится брать на себя две ставки, не жалеть себя. Здесь на помощь приходит семья - музыкальная, спаянная общими интересами. Муж Анатолий Михайлович - пианист, преподает на фортепьянном отделении, а у сына Дмитрия еще все впереди. - Моя жизнь - сплошная музыка с утра до вечера и в училище, и дома. Зачем мне изобретать какие-то увлечения, если есть самое главное?!