Министерство промышленности и энергетики в конце апреля определило сроки строительства трубы. Восточно-сибирская нефть (об этом неоднократно писала наша газета) должна пойти по единому маршруту - от Тайшета (Иркутская область) через наше Сковородино в направлении бухты Перевозная (Приморский край). На первом этапе будет создана трубопроводная система на участке Тайшет - район Усть-Кута - Казачинское - Тында - Сковородино мощностью 30 миллионов тонн нефти в год. Именно в административном центре Сковородинского района расположится нефтеналивная эстакада, которая позволит первую нефть, поступающую по нефтепроводу, перегружать в железнодорожные цистерны и перевозить до нефтеналивного терминала. На втором этапе планируется возвести участок Сковородино - Перевозная, уже с мощностью трубопровода 80 миллионов тонн в год. Туда вольется нефть и Восточной Сибири, и Западной, а также с месторождений Якутии. Ответвление от Сковородина на Китай (на этом настаивает официальный Пекин) пока не предусмотрено. Не ясно и с размещением самого нефтеналивного терминала - конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Ученые Дальнего Востока для бухт Амурского и Уссурийского заливов разработали нешуточную рейтинговую шкалу, где учитываются многие производственные, природные и экологические факторы. Например, количество штормов, возможность использовать мощные нефтеналивные танкеры, наличие береговой инфраструктуры, сложность рельефа, состояние дна, последствия при возможных авариях и т. д. Оказалось, что бухта Перевозная, которую выбрала «Транснефть» (именно ее прибыль и дивиденды пойдут на реализацию этого проекта), менее всего соответствует требуемым критериям. Независимо от того, куда придет нефтяной поток - в Перевозную, Безымянную бухту или Козьмино, - уже сегодня можно с полной уверенностью утверждать: ничем не примечательному малонаселенному городу Сковородино предстоят большие перемены в ближайшие годы. Сюда будут устремлены взоры не только амурской столицы, но и Москвы.