Компания работает в столице БАМа с 1993 года, ее изделия хорошо известны в области и за пределами региона, в России и за рубежом. Само название говорит о главном направлении деятельности - обработке полудрагоценных ювелирно-поделочных камней. Действительно чарующие самоцветы выходят из рук мастеров. Сегодня у предприятия два основных направления деятельности. Это производство элитной сувенирной продукции из полудрагоценных камней: шкатулок, часов, настольных приборов и других приятных вещиц, которые наполняют дом или рабочий кабинет изысканным шармом. - Элитной потому, что сделать ее дешевой невозможно ни при каких обстоятельствах, - рассказывает Рустам Кахоров. - Дорогое сырье, трудоемкий процесс обработки, высококвалифицированная рабочая сила, поэтому априори вещи получаются дорогие. Наша задача - делать их настолько изящными, грациозными и роскошными, чтобы люди, имеющие средства, хотели их потратить на такие сувениры. Насколько это получается, судить не нам, а покупателям, которые голосуют своими деньгами. Но, думаю, шаг за шагом нам удается создавать все более интересную продукцию. Другое направление деятельности предприятия - производство кабошонов. Это вставки из камней в ювелирные изделия - подвески, кольца, браслеты. «Чарующие самоцветы» известны кабошонами из чароита, сиреневого или фиолетового камня с тонкими прожилками. Наверное, нет такой женщины, которая не восхитилась бы, увидев великолепные серьги и кольца с этим уникальным созданием природы. За 12 лет существования компания стала крупнейшим российским экспортером кабошонов из чароита на американский рынок. Не без гордости показал Рустам Абдурахимович рекламные страницы с великолепными изделиями из чароита в американских каталогах, где значится тындинский адрес «Чарующих самоцветов». Именно это направление деятельности позволило компании выжить в тяжелые 90-е, когда спрос внутри страны на их продукцию практически отсутствовал. Да и сегодня он не очень велик: не каждый может позволить себе такую покупку. Некоторые настольные приборы стоят более ста тысяч рублей. Правда, тем, кто подыскивает vip-подарок к особому случаю, Рустам Кахоров не устает напоминать, что их сувениры - из категории вечных ценностей. Это вещи, которые передаются по наследству и со временем становятся только дороже. Но ограничиваться двумя направлениями руководитель компании не собирается, поскольку это означает зависимость от зарубежных рынков сбыта, где своя конъюнктура, свой переменчивый спрос или мода на тот или иной камень. Именно поэтому на недавно состоявшейся в Благовещенске международной инвестиционной конференции Рустам Абдурахимович выступил с инвестиционным проектом создания в Тынде ювелирной фабрики. - Для нас это следующий этап развития производства, -рассказывает директор. - Ювелирный мир делится на две равнообъемные и равнозначные части - одни компании производят оправы, другие - камни под эти оправы. И те, и другие делают свою продукцию по строгим метрическим стандартам, чтобы она подходила друг к другу. Мы решили создать собственное ювелирное производство на основе наших вставок из камней - как говорится, к голове приделать ноги. Мы умеем обрабатывать камни, делать это хорошо, знаем специфику. Было бы естественным самим обрамлять их в оправу из серебра и золота и таким образом создавать законченные ювелирные изделия. Этот проект мы представили на суд деловой общественности области. Какую он найдет поддержку и найдет ли вообще, сказать пока трудно - проект высокобюджетный. Связано это с тем, что цена на драгоценные металлы высока, производство изначально затратное. Хотя маркетинговые исследования подсказывают, что впоследствии новое производство обречено на процветание и успех. Потому что, создавая его, мы ориентируемся не только на областной рынок, но и на любые потенциально возможные рынки - российский, американский, европейский, китайский. Наш опыт подсказывает: это вполне реально. На вопрос о том, заинтересовался ли кто-нибудь из банкиров, присутствовавших на конференции, представленным проектом, Рустам Кахоров ответил как реалист: - Банкиры - меньше всего альтруисты и романтики, они руководствуются своими соображениями и правилами, главные из которых - безопасность вложенных денег. Поэтому я не жду, что кто-то стремглав бросится в ответ на мой призыв создать ювелирную фабрику, потратить несколько миллионов долларов, чтобы производить в год полторы тонны ювелирных изделий. Наверное, это прежде всего потребует с моей стороны еще более обстоятельной и аргументированной работы по убеждению инвесторов. Я уверен: это на самом деле выгодно, проект живой. За нами умение, опыт, и мы те люди, которые смогут его осуществить.