С принятием нового закона значительно сократится количество сделок, для совершения которых нужно будет получать разрешение в антимонопольном ведомстве. С одной стороны, это означает, что из-под контроля антимонопольщиков будет выведен малый и средний бизнес, давление со стороны государства уменьшится. С другой - значительно сократится объем работы ФАС России и его территориальных органов. Это позволит сосредоточить все усилия только на крупных сделках, действительно оказывающих серьезное влияние на экономику страны. По новому законодательству отменяется согласование практически каждой сделки по приобретению акций, конкретизировано понятие государственной помощи как предоставление индивидуальных льгот отдельным хозяйствующим субъектам. Устанавливаются единые антимонопольные требования к проведению всех видов торгов органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это упорядочит процедуру предоставления государственной помощи, ограничит незаконное предоставление льгот и преференций органами государственной власти и местного самоуправления избранным хозяйствующим субъектам. Наконец, будет стимулировать развитие справедливых конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами. Следующим важным моментом является борьба с картельными сговорами и злоупотреблением доминирующим положением. В прошлом году ФАС России рассматривала дела по сговору ряда компаний в нефтяной сфере, нефтехимии, металлургии. Доказать картельные сговоры в судах очень трудно: требуется документальное подтверждение факта сговора, подписанных протоколов о намерении повысить одновременно цены. Но это абсурд, такие документы никто не подписывает. Даже если удается доказать сговор, то штрафы за нарушение антимонопольного законодательства настолько мизерны, что позволяют монополистам закладывать их в свои бизнес-планы и продолжать нарушать закон. Поэтому в законопроекте введены такие понятия, как «коллективное доминирование», «согласованные действия», «координация деятельности хозяйствующих субъектов» и т.д., что позволит более эффективно доказывать наличие злоупотреблений в российских судах. Одновременно с этим предполагается внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, значительно повышающие штрафные санкции за самые сложные правонарушения. Если правительство и парламент поддержат эти нововведения, то за злоупотребление доминирующим положением нарушители будут платить от 0,5 до 2 процентов от оборота компании за прошлый год, за картельный сговор - от 2 до 4 процентов от оборота.