Находясь в нашей области, они отметили, что здесь обилие диких животных, много живописных, не тронутых человеком мест. Они могут стать привлекательными для туристов, а для администраций и жителей близлежащих сел и городов - источником благополучной жизни. Первый вопрос, который поначалу задавали участники конференции и семинара Джеймсу и Роберту, - где взять деньги, чтобы создать условия для занятий этим бизнесом. - Это не самая важная задача, которую нужно решать в первую очередь, - убежден Джеймс. - Главное - сохранить, развить то, что уже есть в той местности, которая подходит для организации туристического бизнеса. Когда появляется ответ на этот вопрос, проблема финансов решается как бы сама собой. Причем я всегда рекомендую продвигаться к цели небольшими шагами. Если вы ставите перед собой сложные задачи, вы их никогда не решите. Нужно определять цель, которая вам по силам. Если у вас есть успех, вам пойдут навстречу. Известно ведь, что победителей любят все. И когда человек достигает намеченной цели, то он проникается уважением к себе, у него появляется больший стимул к дальнейшей деятельности. В конце концов происходят заметные изменения. - У вас сходная ситуация с теми регионами, где местная администрация и население обнаружили, что заниматься природным туризмом очень интересно и стали двигать какие-то программы, связанные с его развитием, - делится своими наблюдениями Роберт. - Признаюсь, что первые мои впечатления от увиденного здесь были не очень благоприятными. Я думал о том, насколько сложно к вам добраться, да и условия для туристов не очень подходящие. Сейчас чувствую, что был не прав. Ведь если, например, человек хочет поселиться в 5-звездном отеле, то он поедет в Лас Вегас. В том же случае, когда он увлечен, например, птицами, бытовые условия его мало волнуют. У вас есть очень интересные проекты. А места здесь такие, каких в мире - наперечет! Я нигде такого не видел, чтобы над самой головой летали журавли - только в Муравьевском парке. Сейчас в США ежегодный доход от туризма, связанного в природой, составляет 100 миллиардов долларов. Если говорить о состоянии отрасли в нашем Отечестве, то каждому понятно: догонять нам те Соединенные Штаты придется еще очень долго. Тем не менее многое можно сделать и у нас. Причем не откладывая дела в долгий ящик. Вот некоторые моменты, на которые нужно обратить внимание. Основное условие для успешной реализации таких программ - привлечь к работе над ними местное население, вместе с администрациями оно должно решать все проблемы по обустройству территорий, приему и обслуживанию туристов. Причем Муравьевский парк уже продвигается в этом направлении. К примеру, во время семинара в домах местных жителей останавливались участники семинара. В результате за двое суток каждая семья получила по пятьсот рублей. А сотрудники парка благодаря советам экспертов определились с некоторыми моментами организации природного туризма на его территории. Так, предполагалось проложить здесь экологическую тропу длиной в пять километров. Теперь принято решение, что она протянется всего на двести метров - между двумя смотровыми площадками, но по ней можно ходить два часа, и то всего не увидеть и не рассказать - настолько это будет интересно. Хотя финансовый вопрос, как уже говорилось выше, и не самый важный, тем не менее его приходится решать. А поскольку денег на развитие туризма никто не дает, то их нужно зарабатывать самим. Как сделать бизнес успешным? Умирающие городки, поселения есть повсюду. Кончились рудники, вырубили лес, сельское хозяйство не приносит дохода, существуют другие подобные ситуации. Но если иметь 15 добавочных дней в году для успешного бизнеса, дело начнет налаживаться. В любой местности есть пик сезона, когда люди готовы приехать полюбоваться местными красотами фауны и флоры или достопримечательностями да еще и заплатить за это. Тогда переполнены все гостиницы, не хватает мест в ресторанах. Но это время обычно быстро, месяца за три проходит, остальные девять дохода не приносят. Но ведь деньги вложены в те же тарелки, стулья, столы. Поэтому больше внимания надо уделять так называемым плечам сезона - организовывать, к примеру, фестивали или нечто подобное. И если пик будет продлен на те же пятнадцать дней, то успех очевиден. Концепция успеха очень проста. Ее можно назвать концепцией круизного теплохода, который пристает к берегу. Туристы все убежали на берег знакомиться с достопримечательностями, но обедать или ужинать вернулись на теплоход, то есть все деньги принесли сюда. Каждый поселок, который находится в радиусе ста километров от интересного места, может стать таким круизным кораблем. Люди будут уезжать на день, на ночь возвращаться, тратить деньги на продукты, на сувениры. Таким образом, здесь может аккумулироваться масса средств. Интересен и следующий момент. За последние 15 лет увеличение бюджета семьи на сто процентов произошло за счет женщин, которые стали очень активными. Теперь представительницы слабого пола гораздо больше зарабатывают и потому определяют политику семьи. Они планируют ее бюджет, в том числе и сумму, которую можно потратить на отдых. Зачастую у них нет достаточного количества времени на получение такого рода информации, разве что украдкой на работе заглянуть в Интернет или поинтересоваться этим дома, урвав несколько минут от неотложных дел. Поэтому нужны емкие, быстрые, четкие, проверенные данные о том, куда можно поехать, чтобы реализовать интересы и желания свои и всей семьи. То есть туризм - это не абстрактная вещь. Его организаторам нужно учитывать конкретную ситуацию. Он должен быть ориентирован на конкретного человека, на его психологию. Что же касается общих моментов организации природного туризма - важно наладить сотрудничество между всеми заинтересованными участниками предприятия: агентствами и фирмами, учеными, администрациями и населением. А с учетом всех полученных рекомендаций Приамурье может получать ощутимую прибыль именно в этой сфере экономики.