Впервые в истории китайские албазинцы побывают в Албазине - пограничном селе на берегу Амура, посмотрят, где три века назад жили и проливали кровь в сражениях их далекие предки, говорившие на неведомом им языке. К нам приедет группа порядка двадцати человек. Среди них не только граждане Китая, есть и один американец. Объединяют их прошлое и общие генетические корни. По словам архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, первоначально идея была иной. Президент Русского клуба в Пекине Сергей Шилин два года назад обратился к нашему архипастырю с приглашением приехать в Пекин и привезти с собой чудотворную Албазинскую икону. Чтобы ей могли поклониться и русские верующие, работающие в Пекине, и православные китайцы-албазинцы. Но везти святыню за пределы России владыка Гавриил не решился - слишком много возникло бы разного рода сложностей. Через какое-то время возник другой вариант - паломническое путешествие потомков албазинцев к святыне. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил эту акцию. Немного истории Кто такие албазинцы? Упоминание о них можно найти в толковом словаре Даля. В статье, объясняющей смысл слова «обитать», читаем: «Албазинцы, потомки русских, доныне обитают в Китае». Но откуда же они там взялись? В июне 1685 года маньчжурские войска династии Цин осадили Албазинский острог. Русские казаки и подошедшие к ним на помощь крестьяне отчаянно оборонялись. После длительной осады крепость все же пришлось сдать. Согласно общепринятой исторической версии, маньчжуры разрешили большей части защитников Албазина уйти в другие поселения, а 25 казаков согласились отправиться вместе с маньчжурами в Пекин. Эти албазинцы составили первую русскую общину в Китае периода Цин. По распоряжению императора Канси русские были поселены в северо-восточной части Пекина, у городской стены вблизи ворот Дунчжимэнь (район, где сейчас находится посольство РФ). Они были приписаны к маньчжурскому знаменному войску и причислены к «желтому с каймой знамени» (маньчжурская армия в то время состояла из восьми воинских формирований-«знамен», каждое из которых имело стяг своего цвета). Албазинцам было определено денежное довольствие, предоставлены жилье и наделы пахотной земли. Пожелавшим обзавестись семьей подыскали жен. Албазинцы и их потомки составили небольшую, но своеобразную этническую группу в китайской столице. Чисто внешне они очень быстро китаизировались: брили лбы и отращивали косы, как было положено в цинском Китае, носили китайскую одежду, питались по-китайски, осваивали китайский и маньчжурский языки. Единственным, что продолжало их тесно связывать с русской духовной традицией, стала Православная Церковь. Уходя из Албазина, русские взяли с собой церковную утварь и икону Святителя Николая Мирликийского (в дальнейшем она почиталась как великая святыня). С ними ушел в Пекин священник Максим Леонтьев, ставший первым в Китае православным священником и миссионером. По распоряжению императора Канси албазинцам для совершения богослужения передали китайскую кумирню, которую отец Максим обратил в часовню Св. Николая, а в 1696 г., по благословению Тобольского Митрополита Игнатия, преобразовал в храм, освятив его во имя Св. Софии - Премудрости Божией. Наличие в китайской столице общины албазинцев стало причиной того, что по инициативе Петра Великого в 1715 году в Пекин была направлена Российская Духовная Миссия. Верны православию В 1900 году в Китае началось восстание ихетуаней. Они громили христианские миссии и требовали, чтобы христиане отреклись от Христа. Тех, кто отказывался, они жестоко пытали. Мученически погибли 222 православных китайца. После подавления восстания первый епископ Китая Иннокентий (Фигуровский) построил в Пекине храм во имя всех святых мучеников. Останки 222 мучеников были погребены под храмом. Кстати, 24 июня (по новому стилю) Священным Синодом определен как день памяти местночтимых священномученика Митрофана и 221 православных мирян, с ним в Китае пострадавших. Албазинцы всегда оставались верны православию. Из их среды вышли многие православные священнослужители. В 1950 году протоиерей Ду Жунь Чень (из рода Дубининых) был рукоположен в Москве в епископы с именем Симеон и возглавил Шанхайскую епархию. В 1957 году протоиерей Яо Фу Ань (из рода Яковлевых) был рукоположен в епископы с именем Василий и занял Пекинскую кафедру. Одной из самых известных албазинских семей была фамилия Ду (Дубинины). Отец Александр Ду был последним китайским священником. По воспоминаниям очевидцев, он считал себя русским, хотя внешне на русского не был похож, поскольку был албазинцем в восемнадцатом поколении. Сан он принял в 50-е годы. Прошел через культурную революцию, когда священников высмеивали, вымазывали им лицо сажей, глумились над ними. Он умер в возрасте старше 80 несколько лет назад. Священник РПЦ Дионисий Поздняев, окормляющий православных христиан в восточных странах, вручил отцу Александру незадолго до его смерти Патриарший крест. Сегодня трое потомков албазинцев обучаются в Санкт-Петербургской православной духовной семинарии. Две девушки учатся на регентов, а один из представителей фамилии Ду, возможно, станет священником.