В ходе проверок были обследованы 47 объектов, на 34 из них выявлены нарушения санитарного законодательства. К административной ответственности и выплате штрафов привлечены тридцать руководителей предприятий, 16 человек отстранены от работы. Спектр нарушений на данных объектах оказался достаточно широким - это и отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов питания, и несоблюдение правил как личной гигиены персоналом предприятий, так и товарного соседства при хранении продуктов. - Приедешь на некоторые точки общепита, а там на поварах даже фартуков нет. Ни горячей воды, ни элементарного мыла, не говоря уже о других средствах гигиены, - рассказывает специалист первой категории Галина Тарасова. - Отсутствуют сертификаты соответствия качества на продукты питания. А это значит, что закупали их непонятно где и неизвестно у кого. По словам Галины Вениаминовны, рейд по холодильным камерам тоже не порадовал проверяющих. В некоторых сырое мясо соседствовало со свежими огурцами, а нашинкованные салаты покоились рядом с подозрительного вида колбасой, что по санитарным нормам является недопустимым. Нарушения касались и допуска к работе персонала без медицинского осмотра, который работники общественного питания обязаны проходить два раза в год. У таких горе-сотрудников либо истек срок прохождения медицинского освидетельствования, либо его не существовало вовсе, а на работу их приняли без медосмотра или санитарно-гигиенического обучения. Требования санитарных правил по содержанию производственных и подсобных помещений, а также обработке рабочего инвентаря и оборудования практически на всех проверенных объектах не выполняются. Проще говоря, почти везде можно наблюдать грязь, неухоженность и несоблюдение даже простейших гигиенических норм. Зажиренные баки и кастрюли, плохо вымытые или вообще немытые полы, горы окурков - вот неполный перечень тех «красот», с которыми приходится сталкиваться в таких заведениях. Например, на одном из предприятий сотрудники Роспотребнадзора увидели такую картину: над готовящимися на плите блюдами с неплотно приделанной к вытяжке трубы капал жир и стекала копоть на... растянутый чуть пониже кусок синтетического материала. В другом случае один из «кулинарных асов» разделывал куски сырого мяса, а затем резал вареные овощи одним и тем же ножом на той же разделочной доске. Как говорится, комментарии излишни. На некоторых предприятиях общепита в производственных и подсобных помещениях незаконно проживают граждане Поднебесной, нанятые поварами. Номинально такие работники временно прописаны в каком-нибудь общежитии, а вот фактическое место их дислокации - раскладушка или нехитрые полати в гардеробе или на складе. Со слов заречных квартирантов, они здесь отдыхают после напряженного трудового дня. Но наличие непритязательной постели и сохнущих на веревке вещей явно указывает на обратное. В одном месте рядом с топчанами была оборудована даже самодельная душевая кабина. В большинстве случаев именно руководители предприятий становятся инициаторами подобного рода поселений, потому как в данном случае отпадает всякая необходимость ломать голову по поводу обеспечения жильем своих наемных работников. Как говорится, дешево и сердито! Серьезные нарекания касались и допуска к работе персонала без санитарно-гигиенического обучения. - Настоящим бичом предприятий общепита и торговли в последнее время стала проблема непрофессионализма, - констатирует главный специалист территориального управления Роспотребнадзора Мария Духовная. - Это прежде всего касается индивидуальных предпринимателей, которые решили заняться этими видами деятельности, не имея специального образования. На поверку оказывается, что они не имеют элементарных понятий, как правильно ориентироваться и вести свое дело в данной отрасли. Да что греха таить, и профподготовка обслуживающего персонала таких предприятий оставляет желать лучшего, поскольку по большей части набран «со стороны» и, за редким исключением, не имеет специального торгового образования. В этой ситуации особую роль играет санитарно-гигиеническое обучение руководителей и работников организаций, занятых в общественном питании и торговле, проводимое на базе территориального управления Роспотребнадзора. Два дня проходят занятия с руководящим составом, один день - с сотрудниками и техническим персоналом объектов. - Я не устаю повторять, что пищевики - люди отдельного сорта, - говорит Мария Владимировна, - потому что от их деятельности зависит не только здоровье, но подчас и жизнь граждан. Для них безусловным приоритетом должна стать безопасность клиента. Если предприниматель заинтересован в хорошей репутации своего заведения, он будет радеть за надежность и качество оказываемых услуг.