Просмотр квадратного «окна в мир» давно превратился в привычку, вроде курения или обкусывания ногтей. По сути, занятия даже вредные, но без них слишком уж неудобно. Что ж, за последние пятнадцать лет телевидение качественно изменилось. Первое, что бросается в глаза, - это количество каналов вещания. Даже на обычную старенькую антенну в Благовещенске ловится не менее семи. Обладатели кабельного телевидения вообще рискуют заработать мозоли на пальцах, переключая каналы. Тем сильнее раздражение от того, что удается отыскать. Хорошо, если в программе значится какой-нибудь любимый фильм, да еще и не в самое темное время суток. А коли такового не случилось, от политики и так уже хочется браниться. Что предлагают гражданину отечественные телевизионщики? Ток-шоу. Реалити-шоу. Интеллект-шоу. Плюс еще одно набившее оскомину капитал-шоу и целую плеяду многосерийного «мыла», которое в последнее время снимают куда быстрее, чем показывают. Приятного просмотра. Получается безвыходная ситуация, спасти которую может разве что видео- или DVD-проигрыватель с последней кинопремьерой, взятой напрокат по дороге с работы домой. Чуть не забыл - еще можно прочитать книгу, нарисовать пейзаж или заняться самообразованием. Только вот закончившийся рабочий день настолько груб и жесток, что заставляет зрителя усесться в кресло, поставить ужин на журнальный столик и погрузиться в «мир чудес и приключений» очередного раскрученного сериала. Принцы на служебных «Волгах» Если говорить о разнообразии многосерийных телевизионных фильмов, то с первого взгляда с этим-то все в порядке. Пощелкай каналами - найдешь и романтическую драму, и бодрый боевичок, и увеселительную клоунаду. Все так. Только похожи представители разных жанров друг на друга, как воспитанники интерната для трудных подростков. Особенно отчетливо прослеживается эта тенденция в последние месяцы. Складывается ощущение, что один более или менее добротный сериал автоматически становится поводом для появления множества блеклых подобий на ту же тему. Меняются только актеры и имена их персонажей, остальное копируется чуть ли не идентично. При этом существует определенная мода, в зависимости от которой зрителю и навязывают сериальную тематику. После удушающей волны всевозможных телефильмов о героических сотрудниках правоохранительных органов (которая актуальна и сейчас, судя по программе передач) пришло время бандитов из «Бригады» и «Парней из стали». Параллельно зрителя пичкают совершенно бессмысленными сериалами феминистской направленности о стойких женщинах из русских селений, которые со слезами на глазах справляются с чудовищными невзгодами и выходят-таки замуж за своих принцев. Роль принцев в этом случае исполняют успешные молодые бизнесмены модельной внешности или седоватые неподкупные чиновники, полные отеческой заботы. И тех, и других объединяет финансовое благополучие. Правда, героини к количеству нулей на счетах сильных половин нарочито равнодушны. В их запутанном прошлом были несправедливые тюремные заключения и разрушенные браки. Их детей похищали, дома поджигали, а бизнес развеивали по ветру. Таких героинь простыми пачками долларов не проймешь. Именно на это качество и клюют их новые возлюбленные, уставшие от продажной любви и постоянного обмана. Банальность историй усугубляется плохой работой актеров, что вполне понятно. Исполнители таких ролей обыденно зарабатывают деньги. На престижные премии им рассчитывать не приходится, на всемирное признание - тоже. Тем более сериалы явно снимаются по отработанному методу «Санта-Барбары» - в один дубль. От смешного до привычного... Общество постоянно бьет в колокол тревоги по поводу угрозы, которую несет телевидение: мол, насилие и тупость программ и фильмов учат наших детей агрессивности и жестокости. Под колокольный звон происходит совсем другой процесс. Само общество учится непритязательности и поглощению ширпотреба. Тысячи людей хохочут над приключениями придурковатой няни из популярного ныне сериала. «Мыло» пытается повторить небывалый успех в России «Дикого ангела». Бывший гардемарин Сергей Жигунов, заслуженная народная любимица Любовь Полищук наравне с неуклюжей молодежью блистают тупыми шутками, роняют предметы домашней утвари и делают глупые лица. Проходит первое недоумение, и зритель привыкает к подобному отношению. А с десятой серии становится поклонником, потому что выбора у него, как ни удивительно, нет. Дети становятся преступниками по вине телевизора гораздо реже, чем по вине окружающей действительности. Да, ребенок может возгордиться «подвигами» Саши Белого и ассоциировать себя с эдаким современным Робин Гудом. Но любой здравомыслящий родитель в два счета объяснит неразумному чаду, в чем разница. Другое дело, если папа с сыном глазеют на похождения русских бандитов вместе открыв рот. Папе и в голову не придет отвлечься от интересного сюжета на педагогический монолог. Крутится электросчетчик. Дети полдня смотрят отвратительные американские мультсериалы, в которых люди не погибают от выстрелов и взрывов, а животные без последствий лупят друг друга по голове бейсбольными битами. Вечером приходят родители. На кухне мама готовит ужин, искренне сопереживая очередному клону очередного красавца или девушке, у которой нет денег на операцию маленькому сыну - парень ее бросил и от этого она становится некрасивой. В зале папа подбадривает «Парней из стали», готовящихся к очередной «стрелке», одобрительными советами. Счастливая семья проводит очередной вечер трудного рабочего дня.