Свое 17-летие Вайсман встретила на Украине в гетто в Могилеве-Подольском. Но в день 28 января 1942 года она пережила как бы второе рождение: стала поэтом, написав первое в своей жизни стихотворение «Я словно ввысь поднялась...» В нем поклялась выжить и отдать себя, все свои силы весне Победы и Свободы, несмотря на потоки крови, льющиеся по земле, несмотря на смерть тысяч землян, «погибающих от холода, голода, мрака, от пули шальной». «Ужасы войны разбудили во мне музыку стихосложения. Стихи возникали и возникают спонтанно, отражая время, мои душевные переживания, мою боль и счастье свободы и любви. Я никогда не мечтала стать поэтом. Мои стихи - дневники сердца,» - признается автор в предисловии. Это очень характерное признание, дающее ключ к пониманию особенностей творческой манеры Вайсман. Ее менее всего заботит поэтическая форма, главное - запечатлеть движение души, выразить мысли и чувства, которые волнуют и мучают. Такая позиция в какой-то мере уязвима. Ведь степень воздействия стиха на человека зависит не только от содержания, но и от совершенства формы, от всей образной системы, в том числе и от такой «мелочи», как рифма. Но думаю, что эта тема для отдельного, обстоятельного, профессионального разговора о художественном мастерстве. Пока что вывод напрашивается один. Вайсман - поэт такой, какой есть. Хотите - принимайте его, не хотите - не принимайте, но он останется самим собой, не изменит своих позиций и убеждений. Он сам себе создает свою форму, сам себе - высший судья. Стихи, вошедшие в рецензируемый сборник, неравноценны. Некоторые из них, особенно написанные в годы войны, могут показаться устаревшими: много публицистики, мало лирики. Но они всегда одухотворены, в них бьется живое человеческое сердце, передано состояние души. А ведь это и есть признаки подлинной поэзии. Суровые, строгие и гордые патриотические стихи Вайсман «Киеву» звучали на украинской мове в годовщину освобождения Киева, в октябре 1944 года. Они были прочитаны автором со сцены Украинского драматического театра им. Леси Украинки. Вот фрагмент из этого стихотворения в авторском переводе с украинского: «Ночной мой город, Слушаю тебя... О, мученик наш неповинный, Ты воплотил все лучшие мечты, Любимый, древний Киев! Как я мечтала свидеться с тобой, Моя любовь, надежда, озаренье! Но ты предстал сегодня предо мной Картиной страшных разрушений...» Но дух народа не был сломлен врагом. Киев восстал из пепла, делает вывод автор. Со временем постепенно меняется тональность стихов, в них чаще звучат оптимистические ноты, оттаивает душа. Больше пишется лирики. Автор вглядывается поглубже, попристальнее в свой внутренний мир и обнаруживает, «как много светлых, ясных снов» хранит ее душа, как «много мрака и огня бушует в ней всегда». Она вбирает в себя и лучи солнца ясным днем, и блеск ночных молний. Она восторгается смехом малышей и ненавидит желчь, злость и трусость людей. Она любит покой, но и буря - ей сестра. «И так всегда. В моей душе живут два «Я». Одно смеется и поет, Другое жжет меня». («Такая ли я?») В самом конце войны Н. Вайсман выпало пережить жестокий удар - потерю любимого друга, который погиб. В «Письмах к любимому на фронт» она вспоминает их знакомство, благословляет на подвиг, мечтает о встрече: «Хотела б сесть на ту скамейку, Щеку горячую прижать К снежинкам, тающим, как песня, И тихо-тихо счастье звать. Напрасно. Он далек, как сон, На фронте где-то, где нет места Моей печали и слезам, А только Жизнь, Смерть и сталь...» Не довелось больше встретиться навсегда разлученным войной молодым влюбленным. Но жизнь продолжалась. Дальний Восток, Амурская область, куда приехала работать в 1950 году с мужем-пограничником молодой педагог Нехамa Вайсман, пришлись по душе. Она стала работать в Благовещенском педагогическом институте. Начинала ассистентом кафедры литературы, а закончила кандидатом наук, заведующей кафедрой зарубежной литературы, профессором, заслуженным работником высшей школы. Несмотря на огромную научную и учебную работу, общественные нагрузки, она продолжала и продолжает писать стихи. Нехама Иоанновна чутко реагирует на любую несправедливость, боль, неразбериху, глупость... Восстает против подобных явлений, обличает их виновников. Она отталкивается от обыденных жизненных ситуаций, но стремится к обобщениям, высказывает мудрые мысли, согретые сердечным теплом. Например, в стихотворении «Заповедь» заключена великолепная мысль: «Люди, любите все то, что человечно, цените всегда и муки творчества, и радости труда...» Пожелаем же вечно юной Нехаме Вайсман, теперь уже члену Союза российских писателей, здоровья, долголетия, благополучия. И будем надеяться, что еще много света и тепла отдаст окружающим людям этот всеми уважаемый человек, поэт в душе, для которого каждое стихотворение - памятная страничка дневника его сердца.