Президент России Владимир Путин любит сравнивать государство с мужчиной, а прессу - с женщиной: он всегда должен пытаться, а она - все время сопротивляться. Несмотря на некоторую фривольность, аналогия подходящая, хотя и далекая от реального положения вещей в стране. На бескрайних российских просторах в условиях отсутствия заинтересованного частного капитала пресса зачастую остается «содержанкой» государственных и муниципальных властей. Видимо, чтобы оградить ее от своего навязчивого влияния, наши государственные деятели в прошлом году заложили в Федеральный закон N 122 запрет экономической поддержки СМИ. Так что вскоре и журналистам придется пополнить армию обиженных этим законом льготников. Напомню, что в Приамурье с 1997 года действует Закон «Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области», который создал относительно благоприятный режим для развития прессы в регионе. Предусматриваемая этим законом поддержка была не прямой, а, скорее, косвенной. Например, амурские СМИ были освобождены от уплаты налогов, зачисляемых в областной бюджет. Необходимые для профессиональной деятельности помещения, находившиеся в областной или муниципальной собственности, предоставлялись редакциям в хозяйственное ведение. Кроме того, для них, как для учреждений культуры, были снижены тарифы на услуги связи и размер арендной платы. Важно отметить, что эти льготы и послабления касаются всех СМИ в области - как государственных, так и частных, за исключением рекламных и эротических. Но, естественно, значение такой поддержки намного выше для малобюджетных районных редакций и для начинающих изданий. Они же и пострадают в первую очередь после отмены этих «натуральных» льгот в нынешнем году. На всем огромном Дальнем Востоке России в конце 2004 года насчитывалось менее двух тысяч зарегистрированных СМИ. Из них только половина выходит регулярно. Больше 30% плотно «сидят» на бюджете. На территории Амурской области количество СМИ едва-едва переваливает за сотню. Единой журналистской организации в Приамурье, по сути, нет. В таких условиях лишение дополнительной поддержки может привести к постепенному исчезновению региональной прессы как таковой, особенно на периферии области. Амурские власти пытаются решить эту проблему путем принятия областной целевой программы «Развитие информационного партнерства органов государственной власти Амурской области со СМИ на 2005 - 2008 годы», которая сейчас также рассматривается в областном Совете. Она предусматривает проведение различных конкурсов среди амурских СМИ и выделение победителям своего рода бюджетных грантов. Однако эта программа, в отличие от закона об экономической поддержке, будет помогать только отдельным редакциям. Более того, «информационное партнерство» с органами государственной власти будет, конечно, происходить на условиях этих самых органов. То есть заложенная в Федеральном законе N 122 цель реформы - ограничить государственное влияние на прессу -оборачивается своей противоположностью. От косвенной поддержки всех региональных СМИ мы перейдем к прямой денежной поддержке СМИ избранных. Не исключено, что конкурсы будут носить беспристрастный характер, но не нужно быть гением, чтобы понять: журналист из областного центра, имеющий высшее образование, доступ к Интернету и хорошую зарплату, окажется в заведомо лучших условиях, чем обозреватель маленькой районной газеты. Естественно, конкурентный отбор в любом случае присутствует на информационном рынке - именно запросы читателя, зрителя, слушателя формируют облик СМИ и тематику материалов. Но уместно ли пропускать их через дополнительный чиновнический ценз, усиливать этот естественный отбор? Пункт 5 статьи 29 нашей Конституции гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Однако в сложившихся на региональном уровне условиях справедливо говорить не об угрозе независимости прессы, а об угрозе ее существованию.