Было непривычно видеть под церковными сводами степенно осеняющих себя крестным знамением мужчин совершенно китайского облика, а также китаянок в платочках, повязанных на русский манер. Казалось бы, что могло в них, потомках русских казаков в пятнадцатом поколении, остаться русского? Но удивительно, что эти люди помнят свои родовые фамилии - среди них есть Дубинины, Романовы, Харисовы. При крещении их дети получают русские имена - Матрона, Василий, Нина, Ионафан, Мария, Любовь, Елена. Они не знают русского языка. Только одна из паломниц по имени Мира сказала: «Я могу немного по-русски. Меня моя бабушка учила». К сожалению, это были ее единственные слова - моих вопросов Мира не поняла. Но удивительно, что во время богослужений потомки албазинцев, не зная языка, все же правильно понимали священника, крестились в нужные моменты, а когда началось чтение Евангелия, все как один замерли, даже затаили дыхание. И правильно заметил игумен Серафим: «Мне было очень приятно быть рядом с албазинцами. Внешность и разговор у них китайские, но что-то русское в них, несомненно, есть. Может, душа?» Со священниками - опекавшим их отцом Серафимом и настоятелем Игнатьевского храма отцом Виталием - паломники общались с почтением и видимым удовольствием. - Мы знаем, что вы - бывший военный! - заявили через переводчика албазинцы отцу Виталию. - Откуда? - удивился тот. Оказалось, от Дмитрия Напары, который сейчас работает в российском посольстве в Пекине, а раньше был военным, преподавателем ДВОКУ, где и учился в свое время отец Виталий. Дмитрий Напара хорошо знаком с албазинцами, он был одним из инициаторов и вдохновителей этой поездки. Вчера паломников принял архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил. - Это освященная земля, так как здесь пребывает Албазинская икона, перед которой молились ваши предки и перед которой молимся сейчас мы, - сказал, обращаясь к гостям, архиерей. Он вручил потомкам русских казаков послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который горячо поддержал желание албазинцев посетить земли предков. Василий и Матрона из рода Дубининых, рассказывая о своих впечатлениях, признались, что очень волновались, ступая на албазинскую землю, которую их предки покинули более трехсот лет назад. - Здесь мы почувствовали, что православие в России -великая вера. Мы очень рады, что впервые приехали в Россию. Здесь мы еще раз поняли, что не надо воевать, надо всегда жить в мире. Если будет мир, следующие поколения будут счастливы. В Пекине живут примерно триста потомков русских казаков, мы обязательно расскажем им о каждом дне, проведенном нами в России. Матрона и Василий намерены принять монашеский постриг. Сейчас решается вопрос, в каком из российских монастырей это произойдет. Какое-то время они проведут в обители, чтобы лучше познакомиться с монашеской жизнью, ее традициями и правилами. Затем вернутся в Китай, чтобы создать там православную общину. Владыка Гавриил вручил паломникам из Китая по образу Албазинской иконы и по книге о святой покровительнице всего Дальнего Востока. Гости пожелали получить автографы архиепископа, и владыка с удовольствием написал каждому свое пожелание. Три века назад русские казаки были первопроходцами, осваивающими Дальний Восток и отстаивающими основанные на берегах Амура русские города и крепости. Они были уведены в плен в Китай. Сегодня их потомки, вернувшиеся в Россию, - тоже своего рода первопроходцы. Состоялась их первая за триста с лишним лет поездка в Россию. Они познакомились с далекой родиной, а мы - с ними.