Больно оно ударит и по Приамурью. Нынешнее экономическое положение Амурской области, чего скрывать, не требует целого ряда специалистов, но разве это дает основание для уничтожения техникумов, училищ, колледжей?! Образовательная система любой страны никогда не была ориентирована только на сегодняшний спрос. Настанет время (причем довольно скоро), и необходимость в специалистах непременно появится. Поэтому сейчас нельзя допустить сокращения сети образовательных учреждений. Если область потеряет кадры преподавателей и материально-техническую базу обучения, то восстановить все это будет нелегко. Доказано временем, что разрушить до основания просто, а потом создавать приходится десятилетиями. У сотен моих коллег возникает масса вопросов. Есть ли программа модернизации среднего профессионального образования Амурской области? К каким последствиям приведет эта реформа в ближайшие десять лет? Почему в наше время среднее профессиональное образование вдруг стало ненужным? Кто будет работать в экономике России через 10 - 15 лет? А как быть с конституционным правом каждого на образование и гарантией общедоступности среднего профессионального образования? Что станет с Приамурьем, если отток молодежи примет массовый характер? Ответы, как говорится, лежат на поверхности. Ведь если выпускникам школ не будет предоставлена возможность учиться в области, они отсюда уедут. Систематическое недофинансирование техникумов, колледжей, профучилищ (при дефиците областного бюджета - это закономерный результат) приведет в конечном итоге к их уничтожению. Если через 10 лет потребуется возродить ссузы, то область потратит серьезные капиталовложения. Восстановить же педагогические коллективы будет еще труднее. Печальная история с дошкольным образованием - тому яркое подтверждение. Число детсадов с 1990 года сократилось на 511 единиц (с 852 до 341). Не охвачено дошкольным образованием около 25 тысяч детей. Группы переполнены: при норме 25 фактически занимаются 35 малышей. В Благовещенске 300 детей нуждаются в дошкольных учреждениях, нет возможности устроить детей в Белогорске, Свободном, Шимановске, Серышеве, Магдагачах, Михайловском и Белогорском районах. Возникла острая потребность в специалистах: который месяц пустуют 98 вакансий. Но кто захочет там работать, если нет возможности получать достойную зарплату. Величина прожиточного минимума 3024 рубля в месяц, а выпускник педколледжа получает 1800 рублей. Да, сегодня сложно содержать учебные заведения, но это лучше, чем открывать учреждения закрытого типа. Благовещенский педколледж N 3 - многопрофильное учреждение среднего профессионального образования. Наши социальные педагоги с дополнительной подготовкой в области психологии сейчас нужны, как никогда. Именно они оказывают педагогическую помощь в проблемных ситуациях, ведь сегодня российская семья находится в кризисе. Большинство родителей не может выполнять свою основную функцию - воспитывать детей. А семей, которых можно смело отнести к группе риска, только в области около 15 тысяч. Статистические данные вообще ошеломляют: в прошлом году распалось 4447 амурских семей, у нас 96 тысяч неполных семей и 93 тысячи малообеспеченных, 70 процентов детей воспитываются без отцов. 300 мальчишек и девчонок не посещают школу, 6 детей до 14 лет покончили жизнь самоубийством. В Амурской области растет социальное сиротство; открыто 10 детских домов на 990 человек и 15 приютов на 559 мест, в школах-интернатах воспитываются 944 человека. К глубокому сожалению, еще 400 ребятишек ждут своей очереди в казенный дом. Ради их будущего, а иной раз во имя здоровья и жизни ребят нужно срочно изолировать от горе-родителей. Разве при такой ситуации можно говорить о невостребованности специальности «Социальная педагогика» или «Социальная работа»? В области прогрессируют социальные болезни, значит, нужны экстренные меры социально-психологической и психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации детей. Но кто-то, ссылаясь на дефицитный бюджет, наверняка подумает а нужен ли Приамурью наш социально-педагогический колледж в нынешнем объеме? Нельзя ли, мол, сэкономить на его расходах, сократив одну или несколько специальностей? Но кто через лет десять будет работать в детских учреждениях Благовещенска? В настоящее время в Благовещенске имеется восемь ДОУ компенсирующего типа для детей с нарушением речи, зрения, бронхиально-легочной патологией, тубинфицированных, с нарушением интеллекта. Будем честны хотя бы перед собственной совестью: в области очень много больных детей. Из осмотренных 96 тысяч школьников сколиоз обнаружен у 1066, нарушение осанки - у 8183 учеников. Понижением остроты слуха страдают 389 детей, остроты зрения - 7007, дефекты речи выявлены у 2614 юных амурчан. Цифры подтверждают: детям требуются профессиональная помощь, контроль за развитием личности. Колледж открыл для этой цели специальность «Специальное дошкольное образование». А теперь что - закрывать прикажете? А больных детей куда деть? Еще один факт. Число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, превышает 10 тысяч. Посещают занятия физической культуры в специальной медицинской группе около 6 тысяч человек. Нужны учителя знающие, как работать с имеющими отклонения в состоянии здоровья. Наш педколледж готовит таких специалистов по адаптивной физкультуре, и они востребованы. Теперь же реформирование образования ставит под нож и эту специальность? А заодно и здоровье, судьбы тысяч амурчан, которые нуждаются в специальных занятиях. Реформа образования Амурской области нужна, но необходима программа действий, не копирующая слепо Европу и указания москов-ских чиновников. Речь идет о продуманной, поэтапной системе действий, учитывающей особенности области. Необходимо помнить реформаторам разных мастей, что наша система образования всегда считалась самой лучшей в мире. Именно ей мы обязаны высокими достижениями во всех областях науки и техники. Сегодня под аплодисменты Европы и США эта система разрушается. Друзья вряд ли рукоплескали бы такой реформе. Значит, этому радуются враги. По-моему, есть повод задуматься, чтобы не оказаться на пепелище.