«У этой планеты есть - точнее, была своя проблема: большая часть ее обитателей большую часть своей жизни была несчастной. Чтобы справиться с этой проблемой, предлагалось множество способов, но большинство из них сводилось к перемещению разноцветных бумажек». Иронично-философско-фантастический роман Дугласа Адамса Путеводитель для путешествующих по галактике автостопом», вышедший еще в семидесятых, попросту уничтожил все читательские сомнения в отношении космических историй. Книга мгновенно стала, как это принято называть, культовой, у Адамса появились тысячи почитателей, а он продолжил заниматься своим делом -умной и смешной литературой. ...По всей видимости, в мировом кинематографе начинается новая эпоха - эпоха экранизаций. Две последние премьеры, «Война миров» и «Автостопом по галактике», сделаны по знаменитым и порядочно нашумевшим книгам, интерес к которым начал потихоньку пропадать. Ничего, после нескольких дней проката владельцы книжных магазинов смогут продать завалявшиеся тиражи, да еще и с лихвой. По крайней мере, просмотр «Автостопа» заставляет заинтересоваться: что же это за безумное литературное произведение, по которому сняли такую комедию? А комедия и вправду не самая скучная. Главный герой (хотя в фильме их несколько, один другого краше) - обычный неуклюжий землянин тридцати лет от роду по имени Артур Дент. Фильм начинается с того, что дом Дента оказывается на пути строительства автострады и посему подлежит незамедлительному сносу. Артур, естественно, против, но ни строителей, ни городскую власть это совершенно не волнует. Никто и не подозревает, что к голубой планете уже вплотную подступило строительство межгалактической гиперпространственной экспресс-трассы, и корабли вогенов (это такие инопланетяне, не очень любезные и уродливые) готовятся снести неприятное, но вполне устранимое препятствие - Землю. Короткое сообщение для жителей обреченной планеты в духе «нам вас абсолютно не жаль», яркая вспышка - и космическая стройка продолжается. Только нет уже ни дома Артура Дента, ни городских улиц, ни гор и океанов - ничего, что могло бы напомнить о планете людей. Всего хорошего и спасибо за рыбу «Форд хотел, чтобы летающее блюдце появилось поскорее - он знал, как подать сигнал, чтобы оно приземлилось и забрало его. Он знал, как увидеть все чудеса Вселенной меньше чем за 30 долларов в день». Спастись в этой «катастрофе по графику» удалось только дельфинам, которые предусмотрительно улетели в космос, поблагодарив за рыбу наивное человечество, серьезно полагавшее себя умнее этих милых млекопитающих. Кроме дельфинов, в живых остались двое людей - навсегда утративший свой злополучный дом Артур Дент и женщина по имени Триллиан, с которой он уже встречался в своей земной жизни. Можно сколько угодно проводить параллели с библейскими Адамом и Евой, но что поделать, если так оно и было? Артура спасает лучший друг по имени Форд Префект, который все годы их общения притворялся обычным чернокожим землянином, но в реальности являлся уроженцем небольшой планеты в районе звезды Бетельгейзе. Благодаря Префекту Дент не растворяется вместе с шестью миллиардами сопланетников, а попадает в космос, где и начинаются приключения. Причем такие, что без путеводителя для путешествующих автостопом по галактике ну никак нельзя обойтись. Жизнь, раскрашенная в унылые цвета дней, похожих друг на друга, вдруг поворачивается к Артуру своей искрящейся стороной. Космические полеты, чудовищные инопланетяне, непременные враги и смертельные опасности - всего этого в фильме предостаточно. Блюдо приправлено колоритным британским юмором, и здесь важна работа переводчиков - некоторые вещи понять так же трудно, как и прогуляться из Благовещенска в Лондон. Тут необходимо вспомнить, что режиссер «Автостопа» Гарт Дженнингс в свое время сотрудничал (в качестве сценариста) с создателями цикла «Монти Пайтон», ставшего образцом абсурдного британского юмора, записанного на кинопленку. Впрочем, ценители и знатоки поймут это сразу - некоторые моменты фильма настолько отчетливо ассоциируются с «Монти Пайтон», что никаких сомнений не остается. Многие шутки абсолютно лишены хоть какой-нибудь логической платформы. Но если на время просмотра оставить мысли о собственной рациональности землянина, то кино проходит на ура. В конце концов, нашу планету уничтожили так неожиданно, потому что людям не пришло в голову слетать на Альфа-Центавру и поинтересоваться проектом строительства звездной трассы. Люди попросту считали это невозможным, за что и поплатились. Рациональность и скопище стереотипов не позволили им даже обратиться за советом к дельфинам. Из-за абсурдности, которая проявляется в «Автостопе» очень часто, этот фильм у многих вызовет раздражение, а оно, в свою очередь, помешает оценить старания съемочной группы. Но если вы совсем уж такой бука, наслаждайтесь хотя бы картинкой. Те же вогены нарисованы очень даже прилично, на уровне, например, «Звездных войн», снятых совсем недавно. Досмотреть фильм до конца я бы все-таки посоветовал - не пожалеете. Ответ на главный вселенский вопрос «Есть множество проблем, так или иначе связанных с жизнью. Вот несколько наиболее широко распространенных из них: зачем люди появляются на свет? Зачем они умирают? Зачем в промежутке они постоянно и охотно носят электронные часы?» Те, кто проникается «Автостопом», проникается им навсегда. Пока следишь за событиями на экране, а то и находишься в них, даже не приходит в голову присматриваться к актерам, чтобы увидеть знакомое лицо. Впрочем, есть в фильме и звезды. Извольте: роль инопланетянина Форда исполняет знаменитый по американским меркам рэппер и актер Мос Деф; небольшой, но впечатляющий персонаж достался великолепному Джону Малковичу. Вот уж кого действительно приятно встретить на очередной галактической вечеринке. В титрах, кстати, указано, что одним из авторов сценария картины является непосредственно Дуглас Адамс, автор стартовой книжки. Дело в том, что Адамс уже умер. Но дело его, как показывает практика, живет, побеждает и веселит. Режиссер, по всей видимости, просто отдал дань гениальности фантаста. Но не подумайте, что «Автостопом по галактике» - это обычное развлекательное кино. На самом деле здесь есть над чем задуматься. Хотя бы над тем, что мир не мрачный и жестокий, как это кажется с первого взгляда, а добрый и нелепый, только и всего. И пока люди затевают кровопролития, выращивают сады и покупают новые электронные часы, вокруг них вертятся планеты, проходят миллионы световых лет. Жизнь идет своим чередом, как бы миллиарды неврастеников-землян не стремились этому помешать. Попадая в свою главную передрягу, Артур Дент становится другим человеком. Вернее, другим Артуром - потому что человек остается тот же, ведет он себя по-другому. Теперь у него всегда под рукой надежное банное полотенце, с помощью которого можно проворачивать самые разные мероприятия и даже отбиваться от врагов. У него есть девушка, с которой земной Дент никогда в жизни не наладил бы близкие отношения. А главное, теперь у него нет деревенеющей уверенности в том, что мир устроен именно так, как написано в учебнике физики или католическом журнале - не имеет значения где. Артур навеки перестает быть землянином. Теперь он - галактический хитч-хайкер (именно так обзываются автостопщики по-английски). Даже когда ему предлагают вернуться в привычную жизнь, полную надежных бытовых приборов, на запасной копии планеты Земля, Дент отправляется в космос со своими сумасшедшими и опасными друзьями. Для чего? Для того, чтобы провести вечер в кафе на краю Вселенной - ни больше ни меньше. Не желаете присоединиться?