Но задуматься о политических перспективах нашей области нужно уже сейчас. Страна, в которой мы живем, меняется столь быстро, что порой не успеваешь уследить за всеми преобразованиями. Только недавно перешли к новому (вернее, практически вернулись к старому) порядку назначения глав регионов, а на повестке дня уже следующая реформа государственного устройства - смена избирательной системы. Если раньше половина депутатов Государственной думы избиралась по партийным спискам, а вторая половина - по одномандатным округам, то теперь мы будем выбирать весь законодательный корпус из числа членов партий. Сколько процентов голосов наберет список той или иной политической силы, столько мест она и получит в парламенте. Такая система называется пропорциональной. Округа, в которых кандидаты в депутаты выдвигаются самостоятельно и могут победить, набрав простое большинство голосов (то есть мажоритарная система), уходят в прошлое. Творцы Конституции 1993 года, демократические деятели обновленной России, наверное, сознательно не заложили в Основной закон страны норм о том, каким конкретно образом будет формироваться Дума. Дали определенную свободу потомкам. Избирательное законодательство у нас довольно гибкое, и нынешняя власть, к переменам склонная, решила его, конечно же, улучшить. Не вдаваясь в причины этого шага, о которых Владимир Путин говорил достаточно, попробуем понять, что нас ждет в 2007 году, когда мы вновь будем выбирать российский парламент. Прежде всего каждому, кто соберется пойти в политику и стать кандидатом в депутаты Государственной думы, в первую очередь потребуется вступить в какую-либо партию. Естественно, чем раньше, тем лучше, потому что новых, «необстрелянных» людей в свой избирательный список партия вряд ли внесет. При выборе партии нужно учесть, сможет ли она потенциально набрать во всей России как минимум семь процентов голосов избирателей. В противном случае участие в работе парламента ей «не светит». Таким образом, депутат будущего - это либо авторитетный известный человек со стороны, который выгоден любой партии своей популярностью и, вступив в нее, повышает ее шансы на успех, либо партийный деятель, ставший в ее внутренней иерархии значимой фигурой. Но и тот и другой будут обречены на отстаивание интересов партии. Никакой политической программы, к примеру, гражданина Иванова не будет - он сможет лишь принимать или не принимать общую программу. Однако не легче, чем кандидату в депутаты, придется и избирателю. Наш народ, особенно к востоку от Урала, больше доверяет конкретному человеку, лидеру, а вовсе не абстрактной политической идее. Ему важно то, как политик себя ведет, в какой манере говорит, а не то, что именно он говорит. Народу интересна личность. А в новых условиях он будет вынужден выбирать не личность, а партию, не человека, а совокупность мнений. Более того, если вы увидите в партийном списке симпатичную вам фамилию и поэтому проголосуете за этот список, это еще не значит, что «ваш» кандидат попадет в Государственную думу. Недавние выборы в Амурский областной Совет народных депутатов ярко показали, что при пропорциональной системе никто не может помешать партии уже после оглашения результатов выборов производить какие-либо рокировки в составе своего списка. Если избранный кандидат отказывается от мандата (по своей ли воле или по указке партийного руководства), то его место автоматически переходит к другому кандидату от этой партии. Голосуем за Егора - получаем Фому. Поэтому, несмотря на наличие в каждом партийном списке кандидатов от всех субъектов Российской Федерации, в 2007 году может сложиться ситуация, когда те или иные регионы окажутся без своих представителей в нижней палате парламента. Особенно реальна эта угроза для малонаселенных областей, к которым относится и Амурская. Наши кандидаты могут просто «раствориться» в общероссийских партийных списках. Но даже если амурские депутаты в Государственную думу попадут, они в любом случае окажутся прежде всего партийцами, а потом уже областными политиками. Голосовать по различным вопросам они должны будут вместе со своей фракцией, а не так, как им наказали их избиратели. Лоббирование в парламенте региональных интересов значительно снизится. Возможно, на фоне монетизации льгот или реформы образования эта проблема покажется не столь значимой. Политические изменения традиционно меньше волнуют граждан, нежели социальные и экономические реформы. Они не так затрагивают нашу повседневную жизнь, но от этого не становятся менее важными. Ведь в конечном итоге именно от того, кого и как мы будем выбирать, зависит наше ближайшее будущее.