Затем в течение недели после этого узнать, продлен ли ему кредит доверия или нет. Теперь же, даже если губернатор досрочно сложит с себя полномочия, он будет участвовать в «конкурсе» на эту должность наравне с другими кандидатами. Их список, напомню, в Кремль представляет полномочный представитель федерального округа. Казалось бы, небольшая перемена в процедуре назначения. На деле же это - логическое продолжение реформы федеративных отношений. Его смысл в фактическом уравнивании избранных по старинке губернаторов с другими лицами, которые могут быть назначены вместо них. Завершилась пауза «мягкого» переходного периода, которую на полгода взяла власть, чтобы дать регионам привыкнуть к новой системе взаимоотношений. Итак, ужесточение субординации в рамках вертикали власти налицо. Многие аналитики предполагают, что в ближайшее время и вице-губернаторы, основные заместители глав республик, краев и областей, будут утверждаться не законодательными органами субъекта Федерации, как сейчас, а в столице. Однако пока до этого дело не дошло. Другим шагом Кремля по укреплению административной вертикали стал Указ президента от второго июля «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». В прессе его комментируют как документ о расширении полномочий губернаторов, хотя указ носит рамочный характер и изобилует обтекаемыми формулировками. Так, например, главы регионов наделяются «полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». С одной стороны, законодательная мысль ясна: губернатор станет налаживать совместную работу областных чиновников и чиновников местных структур, управляемых из Москвы. С другой - не вполне понятно, в чем именно заключается «организация и каким образом будут решаться конкретные вопросы при таком «двойном» подчинении федеральных структур. В своем выступлении перед губернаторами в Калининграде в начале июля Владимир Путин обозначил более ста полномочий, которые будут переданы на места. Однако стоит отметить, что этот вопрос поднимался еще прошлым летом на заседании Госсовета. Обсуждался он и в феврале нынешнего года во время координационного совета, проводившегося при полпреде президента Константине Пуликовском. Просто сейчас наметилась определенная конструктивная работа в реализации давних планов. Кроме того, федеральные министры должны отныне согласовывать с губернаторами кандидатуры руководителей своих территориальных органов. Это решение также можно назвать положительным для регионов, поскольку оно уменьшит количество «варягов» и их конфликтов с местными властями. В то же время у министров в любом случае остается возможность назначить «своего» человека, если губернатор два раза отвергнет его кандидатуру. Хотя список федеральных структур, на которые будут распространяться полномочия глав регионов, в президентском указе достаточно аморфный. То ли речь идет обо всех территориальных органах, подотчетных Правительству РФ, то ли только о некоторых. На самом деле сложно представить, чтобы, например, Министерство обороны стало делиться с губернаторами какими-то полномочиями. Будем ожидать сентября, когда Москва утвердит положение о порядке взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В этом документе, видимо, будут более детально названы новые возможности и обязанности руководителей субъектов. Пока же справедливо говорить лишь о «предчувствии» очередной реформы, нежели о реформе как таковой. На фоне этого предощущения у некоторых средств массовой информации случается нечто вроде истерики. Так, даже ряд амурских газет недавно написали о возможности косвенного президентского правления в нашей области, поскольку она является дотационной. Источником ажиотажа можно назвать выступление полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака перед правительственной комиссией 18 июля. Он не жалел громких фраз о том, что «если субъект Федерации в силу объективных или субъективных причин не может самостоятельно зарабатывать деньги, то там нужно вводить прямое федеральное правление». Это давняя идея Дмитрия Козака. Однако здесь есть два «но». Во-первых, на заседании правительственной комиссии обсуждались проблемы Северного Кавказа. И речь шла об ужесточении финансового контроля за этим регионом. Известно, что Дагестан, Северная Осетия, не говоря уже о Чечне, - крайне проблемные республики. Во-вторых, еще в 2003 году был принят федеральный закон, согласно которому отдельные полномочия региональных властей могут быть временно переданы федеральным чиновникам, назначенным Кремлем, если долги региона стабильно превышают тридцать процентов его бюджета. Но вступит в силу этот закон только 1 января 2007 г. Да и смысл «банкротства» того или иного субъекта Российской Федерации совершенно теряется в нынешних условиях, когда руководители краев, республик и областей по сути превращаются в назначаемых сверху чиновников. О каком еще «косвенном президентском» правлении можно говорить, когда оно фактически уже прямое?

Возрастная категория материалов: 18+