Прилавки книжных магазинов по сей день завалены криминальными романами с одним и тем же сюжетом про беспредел и места не столь отдаленные, репертуар армии шансон-исполнителей оккупирует радиостанции, в общем, дело девяностых живет и не чахнет. Режиссеры тоже никак не избавятся от этой напасти: либо снимают про «тогда», как Алексей Балабанов, либо привносят в «сейчас» свинцово-кровавый привкус прошлого. Восемь лет в забвении Непритязательная комедия Максима Пежемского «Мама, не горюй» появилась на свет в 1997 году. От других продуктов отечественной фабрики грез того периода ее отличали, пожалуй, оригинальность сюжета и подбор актеров. В первой «Маме» засветились такие кинолегенды, как Иван Охлобыстин и Валерий Приемыхов, что само по себе выставляло криминальную комедию в выгодном свете перед очами придирчивых зрителей. В компанию к уже сделавшим громкое имя актерам попали молодые и мало кому известные Андрей Панин, Гоша Куценко и Олеся Судзиловская. Вполне забавный для молодого режиссера фильм рассказывал о свадьбе работяги-моряка в небольшом приморском городке, испорченной появлением местного криминального авторитета. Бандит зацепил невесту, жених отправил в больницу бандита и все завертелось. В общем, комедия положений в декорациях не самой веселой эпохи. Фильм был рассчитан как на массовую, так и на ценительскую аудиторию и во многом удовлетворил оба зрительных зала. Прошло восемь лет. Течение реки жизни унесло к чертовой матери практически все, на чем строился сюжет старой комедии, да и память о ней порядочно изветшала. Иначе не морщили бы лбы прохожие, рассматривая афиши кинотеатров: «Мама, не горюй – 2», премьера в июле 2005 года. Но, учитывая, с какой скоростью выходят фильмы-продолжения в наши дни на волне популярности первых частей, стало даже интересно. Вопрос возникал не столько «зачем?» (ну, захотелось ребятам еще разок повеселиться, деньги нашлись, актеры согласились), сколько «как?». Каким образом в сценарии устроились герой полузабытой истории в окружающей действительности? За прошедшие годы ушел из жизни Валерий Приемыхов, принял сан православного священника Иван Охлобыстин, а тогдашние молодые актеры давно вышли на первый план зрительского почитания и исчезать из него не спешат. Это к тому, что восемь лет – важный срок даже для отдельного человека, не говоря уже о городах, регионах и стране в целом. Зритель покупает билет на современную комедию «Мама, не горюй – 2», находит свое кресло и… Полоса невезения с удачным финишем … И возвращается в прошлое. Парадокс «Мамы-2» в том, что на знакомых героев время никак не отразилось. Все тот же язык, все те же замашки, вся та же всесоюзная зона в день амнистии. Персонаж, который смело можно назвать главным символом фильма – пожилой уголовник Гитлер, в роли которого выступает Иван Бортник, всю свою кинокарьеру исполняющий знаменитого Промокашку из эпопеи «Место встречи изменить нельзя». Промокашку в разных возрастных, и только, категориях. Повзрослевший моряк, он же актер Андрей Панин, отпрашивается с корабля на один день – повидать свою жену и поругаться с тещей. Но неожиданный визит оборачивается дракой с местным главным прокурором, который в ходе собственной предвыборной кампании заглянул к электорату и по привычке безобразно напился. Ревнивца в тельняшке определяют в СИЗО, кандидату спешно гримируют побитую внешность, и начинается. Начальник милиции дружит с заключенным «еще с Кандагара», доверенные лица прокурорского конкурента (тот самый авторитет из первой части) представляют собой тупых быков», специально приглашенная группа «Штучки» состоит из глупеньких, но беременных девушек. А единственный мыслящий человек в этой компании, бандит и доморощенный политтехнолог Артур, устраивает все наилучшим образом. По ходу сюжета, как это сейчас принято, вырисовываются судьбы и характеры отдельных его персонажей. Бывший «афганец» Зурбек (Евгений Сидихин) после трогательной переписки с танцовщицей решает выйти на свободу и встать на путь добропорядочности, но ничего не получается. Вышеупомянутый Гитлер затевает «преступление века», связанное с похищением алюминиевых баков из вагона-ресторана, но ничего не выходит. Не складывается политическая карьера обоих кандидатов. Рушатся надежды местного лысеющего журналиста сделать с ними профессиональный прямой эфир. Срывается все, от ограбления банка до попытки перекусить в придорожной «тошниловке». И когда вконец запутанный и утративший надежды хоть на чей-нибудь успех зритель устает смеяться, авторы изящными, хоть и во многом надуманными ходами складывают для зрителя симпатичный хэппи-энд с минимальным количеством крови и трупов. Низкая смертность, кстати, ставит комедию ближе к «Свадьбе» Павла Лунгина, нежели к балабановским «Жмуркам». Невезучим героям, которыми так же неумело двигают противостоящие друг другу силы, в главном все-таки везет. Они умудряются никого не отправить на тот свет, остаться на свободе, а некоторые даже обретают незнакомое доселе счастье, мало связанное с прошлой жизнью. В общем, как принято в киношно-юмористической России (в этом она не одинока – такие же истории случаются на экранах всех стран, в которых есть киностудии, за исключением Индии, где все помешаны на справедливости еще в титрах) герои совершают катастрофические поступки, ломают целые склады дров, а в результате все как-то вроде бы и неплохо. И овцы целы, и волкам кроме травы ничего не остается. А травы у нас полно. Урок непроизвольной самообороны Место пары Приемыхов – Охлобыстин во второй части заняли не менее многопрофильные Михаил Ефремов и Федор Бондарчук. Дуэт московских пиарщиков, работающих над имиджем злосчастного прокурора, веселит публику легко и непринужденно. Особенно старается Ефремов, по фильму игрок и подкаблучник, который находит в казино товарища по этим показателям. Дуэт превращается в трио, по инерции прицепляя к себе азартного ресторатора Мишаню (Александр Баширов). Замечательная деталь: чтобы убедить по телефону жену в том, что он находится в порту и получает партию свежих крабов, сидящий за рулеткой Мишаня подставляет к трубке диктофон с записью крика чаек и гудками пароходов. В целом фильм получился смешной. Ощущение повторного просмотра первой комедии проходит очень быстро, идиотский жаргон уголовников не напрягает слух, а глупые девочки из группы «Штучки» оказываются очень даже милыми и не злыми. Клоунская свалка во время прямого эфира почему-то заставляет хохотать, как и неожиданно несерьезные припрыжки постоянно сосредоточенного Куценко. Кстати, в «Маме» он удивительно гармоничен в своей дутой куртке, и большую свою роль исполняет точно по часам. Хорошее настроение зрителю обеспечено на сто процентов – смешно и ненавязчиво создатели фильма объясняют публике, что даже самая ужасная ситуация может быть оборудована неожиданным потайным ходом, который ведет куда-то далеко от темного прошлого, подозрительных связей, неудачных романов и себя, все это воспринимавшего как неизбежность. Если именно такой целью задавался авторский коллектив – спасибо, получилось. А вот помещение старых неуклюжих героев в дивный новый мир удалось не очень. Трудно связать таких, пусть комедийных, персонажей с картинкой за окном. Конечно, мир остался жестоким ровно настолько, насколько был в прошлом, и в нем присутствуют самые разнообразные субъекты, которые и совершают бесконечную череду действий, ведущих к необратимым последствиям. Но почему-то не верится. То ли бандиты, склонные к истерикам, слишком комичные, то ли кандидат-прокурор, подвыпившая кукла в руках собственной жены, проявляет преувеличенное упрямство в самом конце кино… Но что-то не складывается. Самое интересное, что это не есть плохо. Получается замечательная ситуация – хорошие и не очень, злые и добрые, справедливые и вероломные герои объединяются под обложку нормального отечественного комикса. А действие этого комикса происходит сейчас. Именно поэтому не вызывают даже улыбки, казалось бы, преувеличенно идиотские методы столичных политтехнологов в глубинке. Потому что в реальности избирателя еще не так за нос водят вокруг всех пальцев, какие выразят желание и заплатят. Не смешно, когда главный милиционер города не только по уши повязан со всем криминальным мирком, но и постоянно ввязывается в какие-то политавантюры. Грустно, когда бывшая балерина моет пол в бандитском банке, пошатываясь от выпитого. Смешное и позитивное совсем не в этом. Получается так называемый «эффект высокого блондина в черном ботинке», когда герой неуклюжестью движений и трогательной рассеянностью размазывает злобные происки негодяев по стенке, не замечая этого и не требуя наград. И зритель, уставший бороться с постоянными неудачами и несправедливостями вне стен кинотеатра, понимает, что бывает и так: живи, как живется, будь самим собой и беды разобьются о неприступный пирс твоей индивидуальности. А в таком мире жить гораздо интереснее, пусть только в течение двух часов кино.

Возрастная категория материалов: 18+