Обновленный закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации в рекордно короткие сроки. «Ускоренность» процесса вполне объяснима. Минувшей весной Федеральная служба страхового надзора приостановила, а потом и отозвала лицензии у нескольких компаний, занимающихся ОСАГО. Фирмы-аутсайдеры потеряли возможность заниматься страховой деятельностью, так как не смогли обеспечить себе устойчивое финансовое положение. В связи с этим компании либо отказывали клиентам в выплатах, либо медлили с компенсациями. После отзыва лицензии страховщик теряет право на проведение финансовых операций. Следовательно, его клиенты уже не могут получить возмещение, попав в ДТП. Чтобы защитить интересы автовладельцев, нужно было принимать срочные меры. Гарантом в отношениях между страховой компанией и автовладельцем выступает Российский союз автостраховщиков (РСА). В соответствии с действующим законодательством в РСА есть специальный фонд, в который каждая компания, занимающаяся «автогражданкой», отчисляет три процента от сборов по ОСАГО. До вступления в силу поправок в закон компенсация из этого фонда выплачивалась клиентам в трех случаях: если страховая компания обанкротилась, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, а также если у нарушителя отсутствует полис ОСАГО. Еще один нюанс: выплаты производились лишь в том случае, если был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего. Теперь закон позволяет владельцу авто получить компенсации из гарантийного фонда РСА даже тогда, когда у компании-страховщика отозвана лицензия. Причем выплаты за вред, причиненный имуществу в случае банкротства страховой компании, в соответствии с новым законом сохранятся. То есть ремонт автомобиля после аварии будет все равно оплачен. Таким образом, последние дополнения и изменения позволят обеспечить более полную защиту прав и интересов застрахованных. Как и где получить выплаты по новым правилам Обязательства по компенсациям «потерпевшим» автолюбителям взяли на себя несколько страховщиков, членов РСА - «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», МАКС, «Альфа-Страхование», «Согласие», «Ингосстрах». Причем работа с так называемыми «выплатными» клиентами уже идет. Данные компании подписали соглашение с Российским союзом автостраховщиков еще до принятия поправок, чем облегчили становление закона на «новые рельсы». На сегодняшний день в России три страховые компании лишены лицензий. Это «Авест», «Западно-Сибирская транспортная страховая компания» и «Доверие». Всего за ними числится более 4 тысяч неурегулированных требований клиентов на общую сумму около 90 миллионов рублей. Как удалось выяснить корреспонденту «АП», на территории Приамурья перечисленные компании и их филиалы не работают. Автогражданкой у нас занимаются: «РЕСО-Гарантия», «Русский мир», «АмурДАСК-Авто» и «Страховой дом ВСК». В этих организациях, заверили нас, и с лицензиями, и с финансами все в полном порядке. Так что амурчанам, волей случая оказавшимся в неприятной ситуации, беспокоиться не о чем, но... Что же все-таки делать, если вы попали в ДТП и при этом оказались в числе клиентов уже не существующей страховой компании. В этом случае с полным пакетом документов необходимо обратиться в компании - члены РСА, либо в страховые компании региона со стабильным положением. Как заверяют специалисты, ждать недолго - не более месяца. Заявление рассматривается в течение 15 дней с момента обращения в страховую компанию. Еще 5 дней дается на проведение платежа. В итоге РСА компенсирует все неприятности. Скептически настроенные эксперты сомневаются: хватит ли у Российского союза автостраховщиков средств на выплаты? В РСА уверены: даже если в ближайшее время обанкротятся или лишатся лицензии еще несколько компаний (даже десятки фирм-страховщиков!), в союзе достаточно денег для возмещения ущерба. В резерве текущих компенсационных вы-плат накоплено более 1,8 миллиарда рублей, а в резерве гарантийного фонда - более 932 миллионов. Автомобилистов «вылечат от головной боли» И еще одно новшество для владельцев авто. В скором времени, как обещают в правительстве, водителям будет проще пройти тех-осмотр. О подробностях пока не известно - правительственная комиссия по административной реформе займется этим вопросом не раньше ноября. Однако глава аппарата кабинета министров Сергей Нарышкин «проговорился», что одним из инструментов упрощения прохождения ТО станет передача его частникам. Кстати, этот вопрос рассматривался министрами еще два года назад, но решение так и осталось на бумаге. Высшие государственные чины признают, что сегодня прохождение техосмотра - беда и головная боль автомобилистов. Сначала приходится выстаивать очереди в больницах для получения мед-справки, а потом в сберкассах - для оплаты пошлин. На площадку в ГАИ тоже быстро не попадешь. Но все упомянутые испытания - еще не конец мучений. В любой момент инспектор может найти неполадку, причем иногда дефект определяется «на глазок». И тогда, как говорится, «приходите завтра». Неудивительно, что такая трудоемкая процедура получения заветного техталона, официально выражаясь, «создает почву для коррупции». Даже сами гаишники соглашаются с тем, что сейчас огромное количество талонов либо просто поддельные, либо получены незаконно. Но есть еще один, «упрощенный», путь прохождения техосмотра. Для этого необходимо подготовить ксерокопии свидетельства о регистрации автомобиля, водительских прав и полиса ОСАГО, а также... энное количество денег. Заказ выполнят в течение трех дней. Все вполне легально. Это называется vip-регистрацией автомобиля. В том, что процедуру прохождения ТО нужно менять, сомнений ни у кого нет. Однако чтобы механизм реформы заработал, необходимо было вносить поправки сразу в несколько законов: «О безопасности дорожного движения», «О милиции» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев». В данный момент прорабатываются детали, а 25 ноября правительственная комиссия начнет рассматривать предлагаемые изменения в законы и положения. Выдача техталонов перейдет в частные руки В планах реформаторов отдать прохождение техосмотра частным компаниям. По замыслу министров, в условиях жесткой конкуренции они (компании) будут вынуждены привлекать клиента удобством и быстротой получения техталона. Однако это неизбежно приведет к удорожанию процесса: фирмы, чтобы начать осматривать автомобили граждан, должны иметь соответствующую аккредитацию, установить оборудование. Возмещаться расходы, естественно, будут за счет автовладельцев. В ГАИ же выступают против такого нововведения. Там считают, что качество техосмотра от этого отнюдь не улучшится, а мздоимство не искоренится. Напротив - расцветет пышным цветом. Пока неизве-стно, учтут ли чиновники мнение госавтоинспекторов при принятии новых законов. Об этом владельцы автотранспортных средств узнают только через четыре месяца.

Возрастная категория материалов: 18+