Передвижная выставка из 80 работ начала путешествие из Пекина по различным восточным провинциям, затем перебралась на левый берег Амура. Теперь живописцы отправились демонстрировать свое необычное искусство в Европу. Пейзажи, нарисованные цветной тушью на рисовой бумаге, называются в Китае «го хуа». Эта очень древняя техника рисунка, и даже работы, выполненные сегодня, выглядят, как запыленные свитки, созданные до нашей эры. Неброские цвета, неменяющиеся горы и леса - у каждого из восьми мастеров, посетивших центр Приамурья, они разные, но объединены общностью традиций. Современные живописцы пользуются серыми, светло-коричневыми, зелеными, которые похожи на минеральные и растительные, какими рисовали их предки. Сохраняя мудрость предыдущих поколений, выпускники Центрального художественного института просто созерцают природу, не вмешиваясь в ее гармонию, отдавая предпочтение естественным рощам, а не городским постройкам. Посетители экспозиции переходят от пергамента к пергаменту и всматриваются в знакомый и одновременно новый мир. Для меня Восток оказался настолько тонким делом, что за объяснением загадок и разгадок пришлось обратиться к ассистенту кафедры дизайна АмГУ Наталье Фоминой. - Необычная перспектива, когда возникает ощущение, что предметы уходят не вдаль, а вверх, как бы парят в воздухе, европейской и русской школам несвойственна. Но это позволяет показать большую часть ландшафта, не ограничивать пространство и вызывает мысль о бесконечности. Бесконечности жизни, ее красоты. Из густых ветвей выглядывают крыши беседок, на каменистых кручах протоптаны узкие тропинки, через заснеженные пики гор перекинуты шаткие мостики - присутствие человека видно на каждой картине, однако самих людей нет. В этом проявляется уважение китайцев к природе, к ее первоначалу. Определить время года на картинах трудно - это может быть и летний парк на закате, и осенний лес, и весенние сумерки в роще. Только на работах Гоянь У изображена зима - почти русская, с глубоким снегом, уютным дымком из трубы, заледеневшей рекой. Кстати, этот художник представляет редкое направление - снеговую живопись. Художников привлекают флора и фауна. Орел смотрит в воду на свое отражение, а видит луну. Бутон обычного шиповника под кистью мастера превращается в экзотический цветок. Петух с любопытством рассматривает огуречную лозу... Здесь зашифрованы символы: петух - священная птица, означающая искренность и прямоту, карп, пойманный улыбчивым стариком, подарит рыбаку долголетие, а зимородок на увядающем лотосе поет о продлении жизни. Расшифровала Наталья и «китайскую грамоту». Иероглифы в углу картин - это не только название или стихотворение, которое объясняет идею автора, но и декоративный элемент. «Каллиграфия в Китае - особое искусство, -объясняет специалист. - Один и тот же знак можно нарисовать с разной степенью профессионализма и даже вдохновения. По мнению жителей Поднебесной, небрежной работе нет места на картине». - Лет пять назад я была на выставке художников из Китая, - делится впечатлениями одна из посетительниц. - Долго смотрела, думала, но так ничего и не поняла. Те картины были нарисованы на огромных темно-синих полотнах, создавалось какое-то странное, даже угнетающее впечатление. А сейчас вижу, что эти сюжеты мне близки, чувствую созвучие настроений. Китайцы становятся все ближе нам, все понятнее.

Возрастная категория материалов: 18+