Дети приходят в класс, получают знания и аттестаты вопреки всему. Единственное, без чего любая школа не сможет работать и просто закроется, - это учитель. Ситуация с кадрами в среднем образовании уже давно напряженная. В роковые для всей нашей страны 90-е годы хроническое безденежье заставило многих учителей бросить свою работу. Не выдерживали прежде всего молодые - будущее школы. В последнее время финансовое положение бюджетников стабилизировалось, в том числе и в Амурской области. Конечно, педагоги не стали богачами, но 2005 год с 1998-м не сравнишь. Однако престиж профессии резко упал. Работы много, ответственность высокая, а пользы личной, как говорится, нуль. Вот и не рвутся особо в школу выпускники педагогического университета. Средний возраст работающего учителя растет. Если в отдельном учебном заведении этой показатель в пределах 35 лет, коллектив считается очень молодым. Дефицит профессии создают выпускники В областном департаменте образования сообщили, что проблема нехватки учителей возникает ежегодно. В нынешнем более пятисот вакансий (с учетом, что в школах, гимназиях и лицеях области работает около 11000 педагогов) - это не больше и не меньше, чем в последние несколько лет. Елена Нехрюк, ведущий специалист департамента, сразу оговорилась: - Сведения с территорий собирались еще весной, в конце учебного года. Все школы подали заявки, сколько педагогов и каких специальностей им необходимо. Естественно, за прошедшее время ситуация изменилась. Думаю, многие свободные места заняли те из педагогов, кто искал работу. Кроме того, по данным педунивеситета и педагогических колледжей, в этом году изъявили желание работать в школе 410 выпускников. Если бы все будущие учителя на самом деле пошли работать по профессии, то у департамента образования не болела бы голова, как закрыть кадровые «дыры». Увы, и Елена Борисовна это подтвердила: число выпускников, «дошедших» до школ, всегда ощутимо меньше заявленного. Многие записываются «на всякий случай» - если другая работа не подвернется. Нередко альтернатива появляется, и школа лишается педагога. - Помимо выпускников, на работу ежегодно устраиваются учителя со стажем, - дополняет Елена Борисовна, - работавшие на иной работе либо приехавшие из других краев и областей. Окончательный отчет с мест мы получим к 10 сентября. Практика показывает, что руководство городов и районов области находит выход даже в сложной ситуации. - А случалось, что в школах все же не находили учителей к началу учебного года? - Да, эта проблема существует. Часто приходится одного педагога просить работать сразу на две школы, выручают и учителя-пенсионеры. В любом случае руководителям на местах всегда удавалось решить эту проблему. Маленькие города - большие проблемы Педагоги из кожи вон лезут, но обеспечивают учебный процесс. Только для разных школ это проблема разной степени сложности. Возьмем, к примеру, Благовещенск. В городском управлении образования сообщили, что на середину августа было 26 вакансий. В школы уже пришло порядка пятидесяти выпускников, ближе к сентябрю ожидают еще молодое пополнение. К 1 сентября учителей будет хватать во всех школах областного центра. Такая уверенность вполне объяснима. Благовещенск - город большой. Если у студента есть выбор, то, конечно, он предпочтет «столичное» учебное заведение. Иногородние выпускники, чтобы «зацепиться» здесь, готовы устроиться даже на менее престижную работу, чем преподавать в школе. Опять же в большом городе предложение на рынке кадров гораздо выше: одна ушла в декрет, другая - вышла. Есть много учителей, поработавших в иных ведомствах, у которых «вдруг» просыпается неодолимое желание сеять разумное, доброе, вечное. Совсем иной расклад в районных центрах. Две-пять школ, имеющихся в таких населенных пунктах, постоянно нуждаются в педагогах. Сюда молодежь едет менее охотно. Возвращаются, только кто отсюда родом, да и то не все. Здесь-то и процветает описанная выше работа «на два фронта». Некоторые учителя ведут до 40 часов в неделю (при норме 18). Эти люди помогают детям получить если не полноценное образование, то хотя бы полноценные аттестаты. Кстати, райцентры - поселки в этом плане выглядят выгоднее городов. Условия жизни принципиально не различаются, зато поселковые педагоги получают ощутимую прибавку к зарплате «за работу в сельской местности». Кто поедет в деревню? Чем дальше от «демографического центра», тем сложнее. Молодых специалистов в село калачом не заманишь. Довольствоваться приходится имеющимися ресурсами, то есть учителями в возрасте, которые давно здесь осели и никуда не уедут. А если кому-нибудь из сельской молодежи удается попасть в педуниверситет, обратно его уже не ждут. И учителя не в обиде: как же, хоть один ребенок, которого учили, «выбился в люди». Пусть ему будет лучше. Село селу тоже рознь. Тем, что недалеко от городов, еще повезло. В их школы могут ездить городские учителя. Периодическими наездами педагоги глубоких знаний детям не дадут, но, по крайней мере, программный минимум выполнят. А вот селам, что за 30 - 40 километров от райцентра, не повезло. В настоящую глубинку учитель со стороны на время не приедет. И «насовсем» нет желающих. Единственный выход - многофункциональные педагоги. Зачастую математик ведет еще и физику, и астрономию, трудовик - ОБЖ, а физрук - труды. Бывают и более тяжелые случаи: русовед обучает детей музыке только на том основании, что в детстве учился в музыкальной школе, а историк преподает изобразительное искусство лишь потому, что умеет (худо-бедно) рисовать. Если заменить физрука или географа не очень сложно, то с английским языком что прикажете делать? Даже самый одаренный учитель, имевший в школьные годы по «инязу» «твердую пятерку», через десять-пятнадцать лет ни читать, а тем более переводить со словарем уже не может. Трудновато научить ребятишек языку, когда сам им не владеешь. Кстати, именно сложность предмета во многом определяет «хит-парад» учительских специальностей, которых не хватает в школах. На первом месте, конечно, «иностранцы». В департаменте образования мне сказали, что в этом году в школах области требовалось 99 учителей иностранного языка - почти каждый пятый от общего числа! И это при том, что наметилась тенденция к снижению дефицита этой специальности. В прошлом учебном году не хватало 117, а в 2003 - 2004-х - 134 педагога. Ненамного от лидеров отстают учителя физико-математического блока - их требовалось 92. На мой взгляд, еще одна причина нехватки именно этих специалистов - их востребованность в иных сферах. К примеру, знание английского и китайского языков в нашей приграничной зоне открывает широкие перспективы работы в коммерческих организациях. Выпускники физмата, владеющие компьютерной техникой, легко устраиваются системными администраторами, программистами, продавцами компьютерных салонов, наконец. Рыба ищет, где глубже, гласит пословица. А школам-то как быть? Уверен, что и в этом году, и в последующих учителя опять как-нибудь выкрутятся, перехитрят обстоятельства и дети получат необходимые по программе знания. Но неужели это правильно, что наша школа живет по принципу мужика, который, ничего не имея, двух генералов прокормил?

Возрастная категория материалов: 18+