Новые технологии все прочнее входят в нашу жизнь - это примета сегодняшнего дня. Начальник областного департамента образования Олег Лапицкий, начиная разговор, изложил приоритеты амурского образования. Главным он назвал управление качеством образования. Затем предложил собравшимся обсудить, как этого качества добиться. Оказалось, что за-гвоздка, как обычно, не в человеческом факторе, а в объективных причинах. Большой проблемой в подготовке школ к новому учебному году стало разграничение полномочий между центром, субъектами Федерации, муниципальной властью и территориальными органами местного самоуправления. Кто теперь что финансирует, для многих директоров школ непонятно. Некоторые столкнулись с ситуацией, когда деньги на счету есть (пришла субвенция из облбюджета), но потратить их, допустим, на установку пожарной сигнализации невозможно, поскольку расходы на оборудование зданий - в компетенции муниципального образования, а за пожарную безопасность несут ответственность сами территории. Поэтому заместитель губернатора Сергей Степанов, в прошлом сам директор школы, заявил, что сегодня руководитель образовательного учреждения должен разбираться в смете не хуже работника финдепартамента, а то и лучше. Без менеджмента, в том числе и финансового, современную школу не создать. Без поддержки области проблему безопасности школ не решить, считают педагоги. Депутаты на последней сессии отклонили программу безопасности школ, но она жизненно нужна. Без поддержки области с этими задачами территориям не справиться, ведь требования ужесточаются год от года. В Октябрьском районе работники госпожнадзора не допустили к открытию ни одну школу. Но поскольку первое сентября отменить нельзя, ребята сядут за парты под ответственность администрации. По словам Ольги Жуковиной, начальника районного отдела образования, девять школ района оснащены сигнализацией, но пожарных не устраивает, что в спортзалах и коридорах окрашены стены. Неужели теперь, перед Днем знаний, учителя начнут соскребать со стен только что высохшую краску? Педагогов Мазановского района волновало другое. За исключением райцентра, все школы этого муниципального образования малочисленные или малокомплектные. В классах в среднем учатся по 13 человек. В большинстве сельских школ района - от сорока до сотни учеников. - Согласно реформе, у нас могут остаться только крупные базовые школы, финдепартамент это одобрит, - с болью говорила начальник отдела образования Мазановского района Тамара Москаленко. - Деньги мы сэкономим, но результат получим негативный. Школу закроем, а как же без нее будет жить село? Это, конечно, крайность, школа в селе может быть закрыта в одном случае: если за это проголосует сельский сход. Но тревога руководителя понятна: с малочисленными школами связана проблема не только финансирования, содержания зданий, но и кадрового обеспечения. Школа без штатного психолога - вчерашний день. По норме ставка психолога дается на 500 учащихся. Для сельских школ эта квота несправедлива, возмущались начальники отделов образования из глубинки и настаивали на ее пересмотре в сторону уменьшения. Ведь психолог на четверть ставки - то же самое, что пожарный по вызову. Хотя его задача - не гасить, а предотвращать жаркие конфликты. Еще один важный вопрос, рассмотренный на «круглом столе», - проблема подготовки педагогических кадров, а конкретнее - целевого набора. Профильные классы, созданные в школах, справляются со своей задачей и готовят выпускников к поступлению в БГПУ. Вуз, закрывая глаза на то, что проходной балл у «целевиков» чуть ли не на пять единиц ниже, чем конкурс в вуз в целом, готовит специалистов. Но возвращаются в школы муниципальных образований всего 30 процентов таких выпускников. Причины известны: на местах молодому учителю не могут предложить ни достойной зарплаты, ни жилья. Нет механизма закрепления молодых специалистов, будь то педагоги, врачи или агрономы. Более того, порой органы местного самоуправления делают заказ на подготовку специалистов, которые в территориях не востребованы. То есть целевой набор временами используется, по меткому выражению ректора БГПУ Юрия Сергиенко, как «лазейка в вуз». Заместитель губернатора Сергей Степанов выразил позицию областной власти однозначно: эту систему надо менять. Добавив ложку дегтя в общий разговор, он сказал, что льготы сельским педагогам будут урезаны. Федеральные законы не обязывают поддерживать образование на селе, хотя все регионы это делают. Но в таком масштабе, как Амурская область, сель-ским учителям помогают только три субъекта Федерации. Стоимость льгот сель-ским сеятелям разумного доброго вечного обходится бюджету в 360 миллионов рублей. Поэтому после повышения зарплаты педагогам социальная поддержка селян будет уменьшена. В завершение «круглого стола» С. Степанов, поздравив всех с наступающим Днем знаний, попросил собравшихся организовать в срок вручение первоклассникам губернаторских портфелей. Чтобы последний портфель был вручен в крайнем случае 2 сентября, а не в ноябре, как в прошлом году.

Возрастная категория материалов: 18+