С 22 августа в городах и районах проходят традиционные августовские конференции работников образования, на которых подводятся итоги выполнения целевых программ развития муниципальных образовательных систем, намечаются новые рубежи. 24 августа прошли мероприятия областного уровня. Встреча-прием губернатора с творчески работающими педагогами и руководителями, а также «круглый стол» по теме «Приоритетные направления реализации государственной образовательной политики в Амурской области» с участием заместителей глав администраций городов и районов, руководителей муниципальных органов управления образования, депутатов областного Совета народных депутатов, председателей трех советов: ректоров вузов, директоров ссузов, директоров профессиональных училищ. Приоритетные направления региональной образовательной политики, выделенные участниками «круглого стола», по которым предстоит работа в новом учебном году, комментирует начальник департамента образования администрации Амурской области кандидат педагогических наук Олег Лапицкий. Доступность и качество общего образования Главным приоритетом является управление качеством образования. Причем под качеством мы понимаем не только высокий уровень обученности и воспитанности учащихся, но и такие важные составляющие качества, как развитость и эффективность среды образовательных услуг, расходы на одного учащегося в бюджетах различного уровня, уровень образования населения старше 15 лет и другие показатели. Сегодня мы ориентируем наши образовательные учреждения на новое качество образования. Новое качество включает понятие и состояния, и результативности процесса образования, его соответствия потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональной компетенции личности. Все более востребованным становится качество образования, предполагающее не столько навыки запоминать и воспроизводить информацию, сколько уметь действовать, критически перерабатывать информацию, развивать навыки социальной компетентности и социального партнерства. С целью реализации прав учащихся на качественное образование в общеобразовательных учреждениях области ведется раннее обучение иностранному языку (11% учащихся), раннее изучение информатики (9,5% учащихся). 11% амурских школьников углубленно изучают следующие предметы: русский язык, иностранный язык, математику, физику, химию, биологию, информатику. Стабилизировалось за последние годы количество награжденных золотыми и серебряными медалями - 562 выпускника, что составляет 6%. И это оптимальный показатель для нашей области. Учитывая, что требования к итоговой аттестации претендентов на медали в последние два года сильно ужесточились. И тем не менее 23% обладателей медалей в 2004 - 2005 учебном году не подтвердили свои пятерки при сдаче экзаменов в высшие учебные заведения. Это один из показателей не совсем объективного подхода к оценке качества знаний, существующего в современной школе. Сделаны достаточно конструктивные шаги в движении к созданию профильной школы. С 2003 - 2004 учебного года функционирует 252 профильных класса (физико-математические, гуманитарные, естественно-научные, юридические, военные, технические и др.). Большое значение приобретает сотрудничество с профильными техникумами и вузами: ДальГАУ, АмГУ, БГПУ, АГМА, Амурским кооперативным техникумом, Дальневосточным пограничным институтом и др. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента позволяет существенным образом повысить качество образовательного процесса. С 2001 года в образовательные учреждения области поступило около 3000 единиц аппаратно-программных средств на сумму 23,5 млн. рублей. Создано восемь районных центров информатизации образования. Открыт Амурский региональный центр Федерации Интернет-образования, где ежегодно информационные технологии могут осваивать не менее тысячи работников образования. Конечно, это не решает всех проблем информатизации амурского образования. В области по-прежнему остается до конца нерешенной проблема оснащения образовательных учреждений современной компьютерной техникой. Соотношение числа компьютеров к количеству учащихся образовательных учреждений области составляет 1:68. Предстоит большая работа по созданию современных телекоммуникационных систем и формированию единого информационного пространства. Нам нужен Интернет-сайт департамента образования и банк служебной и научно-методической информации, доступный для педагогов области. В настоящее время департаментом образования организована работа по реализации в 2005 году проекта «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы Российской Федерации». Достижение нового качества образования зависит от уровня компетенции современного учителя. В общеобразовательных учреждениях области трудится 10289 педагогов, из них 6254 - в сельских школах. 76,5% имеют высшее образование, 72% педагогов аттестованы на вторую, первую и высшую категории. Казалось бы, показатели по составу педагогов неплохие. Но нас беспокоит тот факт, что идет процесс старения педагогических кадров. 15% учителей работают в возрасте пенсионном, а в селе этот показатель еще выше -42%. С каждым годом всё меньше молодежи приходит работать в образовательные учреждения. Что предпринимается в департаменте образования? Отрабатывается система целевой подготовки кадров в педагогическом вузе и колледже по трехсторонним договорам между студентом, муниципальным органом управления образования и департаментом образования. Работа в этом направлении дает свои результаты: 30% целевиков доезжают до мест распределения. В то время как этот показатель по остальным выпускникам гораздо ниже. Сегодня в амурских школах ждут более 500 учителей. В 2005 году в образовательные учреждения области направлено 410 молодых специалистов, в том числе выпускников БГПУ - 248, педагогических колледжей - 162. Проблема педагогических кадров комплексная и требует усилий различных ведомств и органов власти. Мы намерены ее решать более конструктивно и работаем сейчас над созданием региональной концепции подготовки педагогических кадров. С целью создания условий по достижению нового качества образования региональным институтом повышения квалификации и переподготовки кадров разрабатывается модель мониторинга качества образования на всех уровнях: от ученика до руководителей образования. С 2006 года на базе ИППК начнет работать диагностико-мониторинговый центр, который определит показатели и критерии нового качества образования муниципальных и региональной систем, разработает диагностический инструментарий для объективной оценки качества образования. Для этого планируем подготовить в ведущих научных центрах профессиональных тестологов. Большие надежды мы возлагаем на областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, учредителем которого является департамент образования администрации Амурской области. На систему повышения квалификации возлагается функция не столько профессиональной адаптации, сколько профессионального развития учителя. Отношения с институтом будут выстраиваться на основе конструктивного взаимодействия, социального партнерства, а не командования. Предстоит реформирование и этой важной сферы постдипломного образования во взаимосвязи с общей концепцией рынка педагогического труда в регионе. Необходимо укрепить кадровый потенциал института. Развитие институтов общественного участия в управлении образованием - это еще одно приоритетное направление образовательной политики. В целях обеспечения открытости образования, повышения его качества, привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для дальнейшего развития образовательных учреждений в Амурской области развернута работа по созданию попечительских советов. В 45% образовательных учреждений такие советы действуют. Наиболее активно эта работа идет в Белогорске, Благовещенске, Райчихинске, Свободном, Тынде, Шимановске, в Благовещенском, Ивановском, Константиновском, Октябрьском, Свободненском, Серышевском районах. В Тындинском районе функционирует районный попечительский совет образовательных учреждений, в Благовещенском районе -»Общественно-воспитательный центр». В образовательных учреждениях области СПОШ NN 2, 12, 14, 21, 22, 27 Благовещенска, N 4 Шимановска, N 2 п. Февральский Селемджинского района используются элементы модели общественно ориентированного образования. При областном центре психолого-медико-социального сопровождения детей действует ресурсный центр общественно-активных школ на территории Амурской области. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас было как можно больше социальных партнеров и союзников в воспитании молодежи. С этой целью создается некоммерческое партнерство - областной фонд поддержки образовательных инициатив «Перспектива». Фонд призван не столько зарабатывать средства посредством грантов, привлечения спонсорских средств и инвестиций, сколько искать союзников и партнеров в реализации социально значимых проектов. Необходимо создавать общественные школьные фонды (ОШФ) на базе партнерских отношений школы и местного сообщества. Это будет способствовать формированию гражданского общества на местном уровне и являться механизмом осуществления трехсекторного взаимодействия. Создание ОШФ реализуется параллельно с созданием школьных и межмуниципальных округов. Старт такой перспективной работе мы собираемся дать в марте 2006 года на областной научно-практической конференции «Социальное партнерство в интересах образования и благополучия всех граждан». Результатом такой работы будет создание центров здоровья, защиты семьи, коррекции и социальной реабилитации, досуга, творческого развития и прочее при поддержке местного сообщества. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования и повышение его качества Профессиональное образование в Приамурье представлено 27 профессиональными училищами и тремя педагогическими колледжами областного подчинения. С 3 августа идет процесс реорганизации педагогических колледжей путем слияния и образования единого Амурского педагогического колледжа. Цель - оптимизация государственных затрат на подготовку специалистов для отрасли и соответствие требованиям рынка педагогического труда. Что и делает департамент образования. Нужно учреждение, которое готовит кадры для образовательной отрасли в соответствии с потребностями рынка педагогического труда. Сегодня бюджетные затраты на подготовку учителей со средним профессиональным образованием не эффективны. Только 13% выпускников педколледжей работает в школах, в то время как после педвуза устраивается в школе 25%. Нет единой политики среди трех педколледжей по вопросам подготовки нужных педагогов для области. В условиях конкуренции и финансового выживания колледжи были вынуждены готовить учителей информатики со среднеспециальным образованием, в то время как информатиков готовят БГПУ и АмГУ. Педколледж N 3, который специализировался на подготовке воспитателей детских садов, стал готовить социальных работников (эта специальность не для учреждений образования). Колледжи были вынуждены выживать, открывая новые специальности за региональные деньги. Поэтому нужен один колледж, но многопрофильный, что позволит оптимально выполнить заказ на подготовку нужных специалистов. Это и есть одно из условий оптимизации бюджетных затрат на подготовку специалистов, нужных на рынке педагогического труда. В области продолжается работа по реструктуризации профессионального образования. Главная цель - не закрытие учреждений с целью экономии бюджетных денег, а совершенствование сети (слияние, перепрофилирование, интеграция с другими учреждениями, образование ресурсных центров и т. п.), разработка и реализация новых моделей образовательных учреждений профессионального образования, направленных на усиление его соответствия требованиям рынка труда. Департамент образования работает над проектом создания регионального технического колледжа, который будет готовить специалистов двух уровней - начального и среднего профессионального образования. Будут реализовываться и другие подходы. Например, интеграция профессий для создания условий к переходу на поэтапную профессиональную подготовку - от рабочего до специалиста. Реструктуризация сети образовательных учреждений Реструктуризация коснется и сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. В Приамурье 338 сельских школ - это 72 процента от общего числа школ области. В 2004 - 2005 учебном году в результате преобразования восемь начальных школ и одна основная стали филиалами средних. Перспективным направлением реструктуризации сельских школ в условиях отдаленных районов области может быть создание ресурсных центров, базовых опорных школ с сетью филиалов. Доступ сельских школьников к качественным знаниям мы будем решать и за счет внедрения дистанционных методов обучения, оптимальных транспортных схем доставки учащихся в опорные школы, различных форм интеграции школы с учреждениями дошкольного, дополнительного и профессионального образования. Но какие бы подходы ни осуществлялись, мы должны сохранить сельскую школу, в том числе малокомплектную, способствовать укреплению ее в качестве социокультурного центра на селе. Сельская школа, в отличие от городской, должна и своим содержанием образования, и формами обучения и воспитания готовить рачительного хозяина земли, патриота своей малой родины, чтобы после получения образования в городе выпускник с желанием мог приехать преобразовывать родное село. В этом плане предстоит очень серьезно поработать всем педагогам и руководителям образования. А пока что директора сельских школ своим главным критерием работы считают количество выпускников, поступивших в вузы. Мы изменим подход в оценке деятельности руководителей сельских школ. Формат газетной статьи не позволяет раскрыть более подробно деятельность областного органа управления образования по всем приоритетным направлениям модернизации амурского образования. Но я могу заверить читателей, что в управление регионального образования приходят авторитетные лидеры и новые творческие силы с конструктивными проектами, инновационным мышлением, желанием работать в одной команде единомышленников и принимать ответственность за конечные результаты. Мы готовы сотрудничать с различными общественными организациями, партиями и движениями, их лидерами, если их деятельность направлена на консолидацию здоровых сил в обществе и среди приоритетов социальной политики они выделяют развитие образования, защиту детства, укрепление авторитета учителя. И в заключение позвольте поздравить всех жителей Амурской области с праздником - Днем знаний, а педагогов и учащихся - с началом нового учебного года. Пусть предстоящий учебный год будет плодотворным и успешным для учителей, учащихся и их родителей. Только в творческом союзе мы сможем сделать наше образование мощным фактором развития родного Приамурья.

Возрастная категория материалов: 18+