Это - федеральная трасса Чита - Хабаровск и автодорожный мост через Амур, но возможность их оперативной реализации в ближайшее время вызывает немало сомнений. 5 сентября, в Москве прошла пресс-конференция «Федеральные трассы. Улучшение качества и повышение пропускной способности российских дорог. Проекты 2006 г.», на которой о будущем нашей дорожной сети рассказывали руководители Росавтодора. Было озвучено несколько весьма прискорбных фактов: например, в настоящее время России требуется еще как минимум 900 тысяч км автодорог, а действующие федеральные трассы соответствуют современным стандартам качества и безопасности лишь на 60 процентов. Впрочем, для нас, дальневосточников, даже от этих цифр веет излишним оптимизмом. Обсуждалось на пресс-конференции и строительство федеральной трассы Омск - Новосибирск - Кемерово -Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск -Владивосток. Данный объект напрямую связан с Приамурьем. Как отметил руководитель Росавтодора Олег Белозеров, эта трасса является одним из наиболее дорогостоящих и крупных проектов для российских дорожников. На ее строительство Росавтодор за последние годы направил 26 процентов общего объема финансирования всех дорожных объектов в России. Напомню, что в феврале прошлого года в Хабаровске произошло торжественное открытие сквозного проезда по федеральной трассе Чита - Хабаровск. Сам президент Российской Федерации Владимир Путин приезжал тогда перерезать ленточку и, так сказать, собственной рукой соединить дальневосточные регионы с центром страны. Тогда было сказано много слов о необходимости создания к 2008 году транспортного коридора Париж - Берлин - Москва - Владивосток. Однако финансирование строительства трассы неуклонно снижается. Например, в прошлом году на достройку было выделено почти в три раза меньше средств, чем в 2003-м. Формально дорога у нас есть, и теоретически мы можем сесть на автомобиль и отправиться в Берлин и даже в Париж. Но фактически сделать это рискнет не каждый, ведь нет пока ни твердого дорожного покрытия (асфальт дорого стоит и легко разрушается в условиях нашего резко континентального климата), ни инфраструктуры трассы, которая и составляет ее безопасность. Наверное, чтобы финансирование возросло, Владимира Путина нужно было привезти не на банкет в Хабаровск, а прокатить на автобусе от Облучья до Ерофей Павловича. Проблема еще и в том, что трасса только наполовину строится за счет федеральных денег. Дополнительные средства выделялись Европейским банком реконструкции и развития. Именно благодаря кредиту в 2001 году Минтрансу России удалось погасить задолженность перед подрядными организациями. Тогда строительство активизировалось. Неужели сейчас заемные средства закончились? Если это так, то федеральная трасса Чита - Хабаровск косвенно оказалась заложницей снижающейся инвестиционной привлекательности России. Впрочем, нет никаких сомнений в том, что в стране есть средства на постройку дорог. В 2006 году на реализацию программы «Автомобильные дороги» из федерального бюджета планируется выделить 116,7 миллиарда рублей. Вопрос в том, куда они будут направлены. Среди приоритетов следующего года Росавтодор называет кольцевую автодорогу вокруг Петербурга, Сочинский и Московский транспортные узлы, трассу Москва - Санкт-Петербург - госграница. Ни слова на пресс-конференции не было сказано о строительстве международного моста Благовещенск - Хэйхэ. Зато обсуждался проект новой автотрассы, напрямую соединяющей Алтайский край с западными провинциями Китая. В принципе идея эта почти такая же старая, как и наш пресловутый мост. Но сейчас, когда руководителем Алтайского края стал Александр Карлин, бывший чиновник администрации Президента России, естественно, лоббирование интересов Алтая в столице серьезно усилится. На пресс-конференции вместе с руководством Росавтодора выступал заместитель полпреда президента в Сибирском федеральном округе Игорь Простяков, который отметил, что проект алтайской международной трассы открывает новые возможности сотрудничества России и Китая. «Прямое сообщение в значительной степени расширит возможности бизнеса, - сказал он, - снизит затраты на перевозку грузов, а также откроет перспективы для развития туризма между нашими регионами». Представители Дальнего Востока, и прежде всего столичные чиновники от Амурской области, подобными заявлениями не отличились. Возможно, их не пригласили на пресс-конференцию. Так или иначе, значимость федеральной трассы Чита - Хабаровск для государства во многом зависит от создания автомагистрали Благовещенск - Хэйхэ. Если конкурентную борьбу за международную трассу выиграет другой регион, будь то Алтай или Хабаровский край, надо полагать, федеральную трассу на территории Приамурья еще долго не заасфальтируют.

Возрастная категория материалов: 18+