При этом я слышал от многих, что у Дорониной сложный характер: она эксцентрична, капризна и непредсказуема.В театральном мире Москвы отношение к ней довольно странное: восхищаться Дорониной, любить Доронину сегодня считается почему-то неприличным. Ее имя стало символом всего ретроградного. Актриса никогда не скрывала, что находится в жесткой оппозиции правящему в стране демократическому режиму. Последние 18 лет Татьяна Васильевна - художественный руководитель горьковской половины МХАТа («женского» театра, как давно называют его острословы, в отличие от «мужского», возглавляемого О. Табаковым.) Она несет на себе непосильную ношу, являясь директором театра, в труппе которого 80 человек, а также худруком и актрисой-примой. В отличие от большинства коллег-актеров Доронина очень редко появляется на публике, предпочитая проводить время не на светских раутах или всевозможных тусовках, а в стенах своего театра или дома. Каждое утро к девяти часам к подъезду элитного дома на Фрунзенской набережной за ней подъезжает служебная «Волга». Татьяна Васильевна живет в театре в прямом смысле этого слова: репетирует, отдыхает, обедает и ужинает в театральном буфете, а около 11 вечера, после вечерних спектаклей, машина отвозит ее обратно домой. И так каждый день. Доронина очень редко подпускает к себе журналистов, помня о тех обидах, которые нанесли ей после раздела МХАТа. Но если соглашается, предупреждает, что на любой не понравившийся ей вопрос не только ответа не будет, но и съемка или разговор тут же закончатся. Люди, знающие ее много лет, говорят об присущем Дорониной огромном чувстве собственного достоинства и о том, что она всегда давала понять всем, что она - настоящая звезда. 12 сентября одна из лучших театральных актрис страны отмечает свой день рождения. Татьяна Васильевна родилась в 1933 году в Ленинграде в рабочей семье. По словам Т. Дорониной, ее родители счастливо прожили в браке 60 лет, никогда не скандалили. За все время она ни разу не слышала от них ни одного неприличного слова. Еще в детстве Доронина знала, что станет актрисой. Школьницей она решилась на рискованный шаг - отправилась в Москву поступать в театральный институт. Сумела пройти творческий конкурс, но в приеме все-таки отказали по той причине, что ей было всего 14 лет. После окончания школы она вновь приехала в Москву и поступила в Школу-студию МХАТа. Педагогом Дорониной был известный актер Б. Вершилов. В студенческие годы Татьяна вышла замуж за О. Басилашвили, и после окончания учебы они отправились в Ленинград. Первым театром для них стал театр им. Ленинского комсомола, которым в ту пору руководил Г. Товстоногов. Он сразу дает Дорониной главную роль в пьесе «Фабричная девчонка». Дебют приносит ей известность. Вслед за Товстоноговым Доронина перешла в БДТ им. Горького. Семь лет, проведенные в этом театре, были самым насыщенным временем в ее жизни: именно тогда она состоялась как драматическая актриса. Доронина играла главные роли во всех постановках Товстоногова, причем каждый спектакль становился событием, а ее игре подражали другие актеры. В начале 60-х Доронина снискала себе славу одной из самых одаренных молодых актрис советского театра, благодаря ролям в спектаклях «Идиот» (Настасья Филипповна), «Горе от ума» (Софья), «Поднятая целина» (Лушка), «Три сестры» (Маша). Неожиданно для всех, в самом зените славы, она покидает БДТ и переезжает в Москву, где начинает работать во МХАТе. В эти же годы начинает сниматься в кино. Она сыграла главные роли в таких фильмах, как «Старшая сестра» (1967 г.), «Три тополя на Плющихе» (1968 г.), «Еще раз про любовь» (1968 г.), «Мачеха» (1973 г.), которые имели огромный успех у зрителей и получили награды на различных кинофестивалях во многом благодаря Дорониной. В 1971 году актриса приняла решение покинуть труппу МХАТа и перейти в театр имени Маяковского. После этого Доронина довольно быстро стала примой этого театра и сумела вернуть в него массового зрителя. 70-е годы прошли для актрисы под знаком сплошных театральных премьер. Она сыграла главные роли в спектаклях «Человек из Ламанчи», «Виват, королева, виват!», «Беседы с Сократом», «Аристократы», «Кошка на раскаленной крыше». В «Виват, королева, виват!» Доронина играла сразу две роли - Марию Стюарт и Елизавету Тюдор. Уходя за кулисы в образе юной и ослепительно красивой Стюарт, она через несколько секунд возвращалась на сцену, но уже в образе зловещей, старой Тюдор. Только Доронина была способна на такое волшебное перевоплощение. Не случайно, что после ее ухода эти роли играли уже две совершенно разные актрисы. В 1981 году Татьяне Васильевне было присвоено звание народной артистки СССР. Между тем в начале 80-х заметно осложнились отношения между ней и главным режиссером театра Андреем Гончаровым. Она хотела быть только премьершей, а Гончарова стала все больше интересовать другая актриса - восходящая звезда театра Наталья Гундарева. После того как он поручил главную роль в спектакле «Банкрот» Гундаревой, Доронина сочла, что ей нанесли личное оскорбление. А в 1984 году конфликт достиг своей крайней точки. После очередного скандала с примой Гончаров не пришел на премьеру ее спектакля, и Доронина вновь вернулась во МХАТ. Так и случилось, что в этом театре встретились две яркие личности, каждая со своими творческими установками - главный режиссер театра Олег Ефремов и ведущая актриса Татьяна Доронина. Между ними возник конфликт, который с каждым днем нарастал и наконец привел к полному творческому разрыву. Татьяна Доронина вспоминает те дни: - МХАТ - это не только история. Это явление и этики, и эстетики. Так жестоко, страшно и неестественно делить его было нельзя. Но однажды Ефремов, собрав труппу, заявил: «Я работаю с теми актерами, с кем мне интересно, а с кем неинтересно, я не работаю». При этом «неинтересные» составили три четверти труппы по количеству. И все свои, выпускники школы-студии, у нас общие учителя. На мой вопрос: «Куда же денутся остальные?» - Олег Николаевич со свойственной ему небрежностью сказал: «А мне все равно. Куда угодно, хоть в клуб завода «Каучук». И когда он сказал насчет заводского клуба, я ответила: «А мне не все равно. Я с тобой не пойду!» Татьяну Доронину руководителем МХАТа имени Горького выбрали те, кого отверг Ефремов. Так Доронина осталась с талантливой, но незвездной труппой. Тогда многие не могли представить, не верили, что она справится с проблемами, которые на себя взвалила. Но ее театр выжил и продолжает жить в окружении многочисленных недоброжелателей. Много грязи, оскорблений, клеветы вылилось на Доронину и ее театр за последние годы. Как только ее ни называли: «сталинистка, диктатор, жестокий человек». И все писавшие о Дорониной гадости почему-то забывали, что она в первую очередь женщина и великая актриса. Многих Татьяна Васильевна так и не простила. Даже когда не стало Олега Ефремова, она, человек по-настоящему верующий, не пришла с ним проститься. Доронина считает: то, что совершалось Ефремовым, было вредно, обессиливало театр. - Многие из «интересных» оставленных им актеров затем по разным причинам покинули МХАТ. Театр остался обескровленным. Это факт. Мне, безусловно, было жаль Ефремова и когда он болел, и когда умирал в полном одиночестве. И как человека, и как очень хорошего драматического актера. Я всегда ценила его как партнера. Он виноват только в том, что почему-то не заявил громко: «Ребята, остановитесь. Я это сделал, потому что считал нужным. Но я ошибся...» Вот тогда все бы грехи с него снялись. Я позволяю себе говорить смелые вещи по поводу раздела, потому что если буду об этом молчать, то никто не скажет, что было на самом деле. В последние годы Татьяна Васильевна много работала как режиссер. Ею поставлено 16 спектаклей, в восьми из которых («Без вины виноватые», «Зойкина квартира», «Вишневый сад», «Лес», «Таланты и поклонники» и др.) она исполняет главные роли. На афише театра снова и снова появлялись постановки, подписанные ее фамилией. Но режиссерские работы Дорониной не всегда оказывались удачными. Так, после премьеры пьесы М. Булгакова «Батум» она была вынуждена снять спектакль с репертуара. Стремясь к полной независимости, Доронина крайне редко приглашает в свой театр других режиссеров. Очень удачной признана постановка пьесы Э. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского», виртуозно поставленная Р. Виктюком. По мнению многих, эта роль стала своего рода возрождением Дорониной. О сегодняшней жизни Татьяна Васильевна говорит следующее: «В редкий свободный вечер смотрю телевизор. На экране мелькают нынешние миллионеры и миллионерши, бизнесмены и политики (а чаще политиканы), ангажированные комментаторы. Каждый из них по-своему интерпретирует события, и в хаосе нынешней жизни окровавленная Чечня и Беслан чередуются с победительницей конкурса бюстов, с глупой и назойливой рекламой... Я плачу, осознавая, что мои любимые артисты лишились своего творческого дома, что Лидию Смирнову не пускают в театр: двери заперты. Их творческий дом заняла некая фирма, и Смирнова, Кириенко, Куравлев и другие не знают, «что делать», зная, «кто виноват». Бизнес! Купили «за так» здание Театра киноактера. Под что? Под ресторан? Стыдно... Сегодня наши дети стали взрослыми намного раньше, чем полагается. Мы их изуродовали. Их юные души не выносят тяжести грехов своих родителей. Мы все в безумии повсеместных предательств - страны, народа, своих гениев, друг друга. Мы все в безумии продаж, обманов, нищеты, грязи. Приходится слышать, что не имеет смысла писать хорошие книги, хорошие картины, хорошую музыку. Мол, все это не востребовано. Такая позиция уничтожает самый смысл прекрасного, лучшего в людях. Да, мир разный, люди разные, и интересы тоже. Но какая бы ни была ситуация в стране, все равно страна остается нашей, самой прекрасной и незащищенной. Ее защищает только невидимая пелена Богородицы, которая простерта над нами, и я верую в эту защиту. Но для того чтобы эта защита имела смысл, нам самим надо культивировать и сохранять в себе человеческое, лучшее. И если у тебя задача руководить многажды обруганным, но прекрасным театром, значит, надо заниматься только этим, остальное принимать как должное. И ни в коем случае не считать эту работу ношей».

Возрастная категория материалов: 18+