Без «спотыкающихся» поездов, старых вагонов, грязных купе российскую железную дорогу невозможно представить. В двадцать первом веке тут мало что изменилось, хотя оптимисты непременно вспомнят про постельное белье, теперь выдаваемое более-менее чистым в фирменных пакетах. Но реалисты обязательно скажут: цены на билеты растут систематически, а где вы видели новенькие купейные вагоны или современное пристанционное сооружение? Я и фотокор Андрей Ильинский последнее чудо железнодорожного сервиса видели. На станции Биракан, что в Еврейской автономной области.Капитальное, с кодовыми железными дверьми и тюлевыми занавесочками. Только что нам, будущим пассажирам поезда Владивосток - Благовещенск, до этого шика, если здание наглухо заперлось от нас, дрожащих на улице в ожидании посадки. Хорошо, хоть не зима, иначе не спас бы нас прожектор, у которого мы поочередно грелись, как бродяжки, той уже холодной сентябрьской ночью. Зал ожидания здесь открывают по собственной прихоти. Это мы поняли в день приезда в Биракан, когда ждали машину из кульдурского санатория. Ушла кассирша домой то ли завтракать, то ли обедать (было около десяти утра) - выметайтесь на перрон и вы, пассажиры. А то, чего доброго, прихватите с собой железные стулья из маленькой комнатушки. Хоть на улице ливень, хоть сорокаградусный мороз, работников ст. Биракан это не беспокоит. Продал билет, отсемафорил машинисту, что путь свободен, а до пассажиров дела нет. На перроне не имеется даже тех же железных сидений! Впрочем, перрон - это слишком сильно сказано про здешний сервис. Так, небольшая асфальтированная площадка перед станционным зданием, а там, где люди садятся или выходят из вагонов, не земляное полотно, а камни, куски щебенки. Чуть позже мы поняли, зачем этого «добра» так много насыпано на вокзале - чуть ли не «полоса препятствий» получилась. Дежурная, у которой мы пытались выяснить, где останавливается наш седьмой вагон, ничего вразумительного сказать не могла. Зато посоветовала: поезд подойдет, берите камни и стучите по ближайшему вагону. Зачем? Чтобы проводник дверь открыл, а то стоит поезд всего минуту. - Можно не успеть сесть? - спросили мы в один голос, явно встревоженные: шел первый час ночи, незнакомый нам поселок давно заснул. - Бывают такие случаи? - Бывают, - сонно зевнула дежурная, отойдя от зарешеченного окна. Потом все было как в плохом кино. Мимо грохочут вагоны, мелькнул и наш седьмой. Успеваем с ужасом заметить, что во многих вагонах закрыты двери. Хватаем камни и стучим по ближайшему вагону, явно понимая, что проводника нам этим не разбудить. Спасибо глазастому Андрею: тот заметил впереди выглянувшую проводницу. Мчимся туда, счет уже идет на секунды. А та вместо того, чтобы опустить ступеньки, встречает нас словами: «Вам какой вагон нужен? Это не ваш». На мольбу: «Не успеем добежать» еще раз спрашивает: «Билеты есть?» Можно подумать, что кто-то в поисках приключений будет полпервого ночи бегать с сумками от вагона к вагону? Уговорили, еле успели сесть, нашли свой вагон. Но на этом наши злоключения не закончились. В вагоне, заметьте, купейном, так дуло из окна, что лицо уже спящей внизу пассажирки можно было найти по белеющему в темноте полотенцу, ставшему косынкой. Кто в начале сентября возьмет на всякий случай шаль или хотя бы теплый платок в дорогу?! Вызванный проводником слесарь закрепил окно - неужели это нельзя было сделать в начале пути? Наконец-то можно спать. Только задремала - страшный грохот. Вскакиваю в ужасе, открываю дверь - на полу нашего купе лежит девушка, упавшая с верхней полки. Лежит без движения, но глаза вроде живые. Вызываем проводника, бригадира (та предлагает снять пострадавшую с поезда - вдруг сотрясение мозга?). Спросы-расспросы, руки-ноги целы, даем обезболивающую таблетку, помогаем подняться наверх. Все, кажется, можно и на покой. Кажется... В три часа ночи все началось сначала. Только на этот раз девица свалилась с полки вместе с матрацем, разметав по нижним полкам стоящую на столе посуду с провизией. Грешна, каюсь, на этот раз я и пальцем не пошевелила, чтобы помочь «летяге». Та, как сказала проводница, пришла никакая из вагона-ресторана. Выходит, желающий там может выпить ведро вина, лишь бы было чем расплатиться. А как же безопасность движения, удобства других пассажиров и даже их собственная безопасность? Словом, если вы хотите экстрима, поезжайте в Биракан. Покантуйтесь где-нибудь денек, а ночью попробуйте за минуту по «полосе препятствий» добежать до своего вагона, достучаться до проводницы и вскочить в уже тронувшийся состав. Мощный всплеск адреналина вам обеспечен, как и незабываемые воспоминания. Правда, насчет падающих с полок девиц ничего не обещаю. Это уж кому повезет...

Возрастная категория материалов: 18+