Невероятно, но все получилось. И одеяла продали, и дрели купили, и человек, уезжавший в незнакомый город с сумкой денег, вернулся живым и здоровым. Прибыли особой не получили, но затраты окупили. Многие предприниматели, начинавшие в 90-х, могли бы сказать, что это рассказ именно про них. Правда, вместо дрели назвали бы иной дефицитный тогда товар, а вместо одеял, например, пресловутые «адидасы» китайского производства. Нелегким трудом и большим риском зарабатывался начальный капитал процветающих сегодня бизнесменов. Рассказать об этом пути на примере десятилетней истории компании по производству мебели «Гранд» попыталась журналистка Вера Кохно в книге «ГРАНДиозное дело», о презентации которой «АП» уже сообщала. История предприятия в судьбах людей - так определила жанр книги Вера Ивановна. Но за фактами жизни одного предприятия можно увидеть, как развивался малый бизнес в Приамурье на рубеже веков, проследить непростые пути его становления. Собственно, уже сама обложка графически рассказывает об этом нелегком пути. Предприятие стартует по реке бизнеса в виде легкой лодочки, преодолевая «административные барьеры» и выдерживая гигантские волны рыночной стихии. Волной дефолта 1998 года смыло многих, и не только начинающих. Обозначены и те, кто порой не помогает, а мешает предпринимателю в борьбе за выживание. Кто-то из них, быть может, обидится, но Андрей Булгаков, выступающий в роли издателя книги, со свойственной ему прямотой их называет, а точнее показывает в весьма характерных образах: центр стандартизации и метрологии, пожарная инспекция, энергонадзор... - Вот у меня лежат две повестки в суд по иску трудовой инспекции, - рассказывает герой и издатель. - Но не схожу с ума, как это было бы раньше, просто готовлюсь к процессу и надеюсь выиграть. Добиваться своей правоты предпринимателю Булгакову приходилось не единожды и в судах, и в деловой переписке. Эта сфера деятельности частного предпринимателя представлена в книге своеобразным разделом - перепиской с не совсем добросовестными партнерами и властными структурами. С последними - в поисках помощи. Правда, ее, как водится, не дождались. Решили проблему собственными силами. Сегодня предприятие «Гранд» выпускает не только малогабаритные диваны, с которых больше десяти лет все начиналось, но и наборы мягкой и корпусной мебели. Сформирован сплоченный коллектив профессионалов своего дела. Кстати, тема создания коллектива звучит в книге особенно ярко - в рассказах о компании, корпоративных традициях, появившихся за десятилетие. Вообще, попытка предпринимателя осмыслить пройденный путь на страницах собственного издания интересна уже сама по себе. Во всяком случае, среди наших предпринимателей, бизнес которых невелик, случай это почти единичный. Особенно когда героями книги становятся не только руководитель компании, но и ее работники, партнеры по бизнесу, просто друзья. В их рассказах есть крупицы опыта, который дотошный читатель от бизнеса, конечно, не оставит незамеченным. Например, анкету, которую заполняют здесь поступающие на работу, заказали психологам-социологам или на определенном этапе ввели жесткое разделение труда. Для продвижения товаров разработали своеобразный сувенир-талисман - Грандик. Его дарят тем, кто приобрел в компании мебель. Не останется незамеченным и то, что отношения в коллективе весьма теплые, дружеские. Правильно это или нет, судить специалистам по организации труда, но в компании считают, что это обстоятельство очень важно для успешной работы. Кстати, саму книгу на презентации кто-то назвал необычной: некоторые страницы напоминают семейный альбом. Но именно этим, возможно, она и ценна. Ведь это страницы, которые сегодня стали историей. Закончить свой рассказ о героях «ГРАНДиозного дела» хотелось бы словами Андрея Булгакова из книги: «Раньше я очень переживал, когда люди, отработав какое-то время, уходили. Свое дело начинали. А сейчас говорю: бога ради, дерзайте. Лишь бы у вас все получилось, а то, что у нас могут что-то перенять, не беда - мы ведь не стоим на месте». В общем, ГРАНДиозное дело продолжается.

Возрастная категория материалов: 18+