Министрам Алексею Кудрину и Герману Грефу пока удается сдерживать инфляцию в рамках, установленных президентом в его апрельском послании Федеральному собранию. А мировой рынок энергоресурсов все еще лихорадит. В таких выгодных для российской экономики условиях на прошлой неделе Государственная дума обсуждала проект федерального бюджета на 2006 год. Первое чтение прошло на удивление легко: документ был принят депутатами абсолютным большинством голосов, что предрекает ему минимум изменений и в ходе дальнейших обсуждений. Хороший бюджет и принимается хорошо. В самом деле, когда еще Россия могла похвастаться пятью триллионами дохода и бюджетным профицитом в 776 миллиардов рублей? Напомню: профицитом называется превышение доходов над расходами, то есть наше государство работает с прибылью. Это позволяет Правительству РФ увеличивать и расходы - тратить больше денег на различные федеральные программы. Около триллиона и двухсот миллиардов рублей в наступающем году «съест» оборонка. Значительно вырастет госзаказ военно-промышленному комплексу. В то же время, согласно плану приватизации государственных предприятий на 2006 год, «с молотка» должны будут уйти сто сорок предприятий ВПК. Что интересно: в доходах бюджета уже заложена сумма, которую налоговые органы должны будут собрать в виде штрафных санкций. Она составляет почти тридцать миллиардов рублей. То есть государство заранее исходит из неблагонадежности налогоплательщиков, хотя буквально в августе этого года ФНС России обнародовала информацию о том, что разнарядки на сбор определенных сумм в территориальные налоговые органы больше спускаться не будут. Доверия предпринимателям явно больше не стало. Зато предприятиям, которые будут участвовать в реализации президентских социальных проектов, планируется в общей сложности выделить двадцать шесть миллиардов рублей. Помимо этого, на выполнение сентябрьских обещаний Владимира Путина врачам, педагогам и аграриям уйдет 108 миллиардов. Более 111 миллиардов будет выделено на оплату труда бюджетников. Еще более триллиона рублей правительство направит на выравнивание региональных бюджетов. С одной стороны, для нас это хорошо, потому что будет больше федеральных субсидий и дотаций. Но с другой стороны, дотационность - это финансовая наркотическая «игла». У нас ведь известно как происходит: сначала деньги из регионов аккумулируются в Москве, а потом опять распределяются по регионам. А тут уже вспоминается детская игра-присказка про сороку-ворону: «Этому дала, этому дала, а этому не дала...» Причем с каждым годом объем финансирования субъектов из столицы увеличивается - в следующем году он составит тридцать три с половиной процента расходной части федерального бюджета. Это означает, что процесс централизации страны будет только нарастать. На прошлой неделе полномочный представитель в Южном федеральном округе Дмитрий Козак вновь настаивал на принятии законопроекта, который бы предоставил федеральному центру возможность вводить прямое правление в регионах. 27 сентября на пресс-конференции в Хабаровске спикер Совета Федерации Сергей Миронов прямо сказал: «Последние пять лет у регионов постоянно отбирались полномочия. В настоящее время у них фактически не осталось самостоятельных функций». Признав это, председатель верхней палаты парламента в то же время отметил: «Сейчас, когда в стране выстраивается вертикаль власти и утвержден новый порядок избрания губернаторов, им можно оказывать больше доверия - наделить их большим количеством функций для исполнения властных полномочий на территории субъектов Федерации». В частности, Сергей Миронов выразил стремление расширить полномочия губернаторов в сфере распоряжения недрами. Что ж, время покажет, доверят ли федеральные власти регионам ключевое звено российской экономики. Ведь пока именно недра кормят наше государство. Большая часть доходов федерального бюджета образуется за счет продажи сырья. Хотя и продажа водки тоже дает Минфину немало.

Возрастная категория материалов: 18+