По большому счету, в небе над Дальним Востоком и Сибирью остался лишь один авиаперевозчик. Напомним, год назад частные акционеры ОАО «Красноярские авиалинии» приобрели большой пакет акций (49,6 процента) «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ). Тем не менее крупнейшим акционером обоих обществ является государство. Именно в его руках остаются основные активы компаний, поэтому все действия нового перевозчика, так или иначе, находятся под бдительным оком Минтранса. Тогда представители авиаперевозчиков говорили лишь об объединении маршрутной сети и возможности совместного использования парка. При этом полеты по-прежнему выполнялись и до сих пор выполняются под флагом как «КрасЭйр», так и «Домодедовских авиалиний». О смене собственников в компаниях также предпочитали официально не высказываться, но, так или иначе, «родился» новый перевозчик, официальное появление на свет которого чуть позже завизировали правительственные чиновники. На момент объединения «Крас-Эйр» входил в пятерку крупнейших авиаперевозчиков в России. Парк компании насчитывал более 40 самолетов, в основном отечественных марок. «Домодедовские авиалинии» были шестыми в списке российских перевозчиков, но имели самый большой опыт эксплуатации новейших самолетов Ту-204, Ил-96. Именно этот опыт и интересовал «КрасЭйр» как лидера в закупках новых отечественных лайнеров. Разумеется, в объединении был и экономический интерес. Обе компании работали (и работают) на транссибирских маршрутах, поэтому в случае слияния их активов они становились почти монополистами в этом секторе рынка. Кроме того, «КрасЭйр» и ДАЛ базируются в узловых для внутрироссийских маршрутов аэропортах Емельяново (Красноярск) и Домодедово (Москва). Таким образом, объединение позволяет контролировать им около 75 процентов наиболее прибыльных маршрутов. Добавим, что сразу после слияния активов «КрасЭйр» и ДАЛ образовали альянс Air Bridge, в который, кроме них, вошли еще три компании: «Самара», «Сибавиа-транс» и «Омскавиа». Крупный пакет акций последней принадлежит все той же «КрасЭйр». Новый авиаальянс создал серьезную угрозу конкурентам на рынке внутренних перевозок, наступая на пятки и «Сибири», и даже «Аэрофлоту». На пьедестале почета не на шутку разволновались. Однако на этом руководство авиамонстра в лице гендиректора «Красноярских авиалиний» Бориса Абрамовича не остановилось. И в начале 2005 года «под крыло» «КрасЭйр» (пока номинально) вошли все вышеперечисленные компании, а также венгерская «Mavel». Свежий авиасоюз получил название AiRUnion. Но и это не стало конечной точкой маршрута частных акционеров авиамонополиста. Господин Абрамович предложил Минтрансу рассмотреть вопрос юридического объединения компаний в единую структуру на базе «КрасЭйр», фактически второй «Аэрофлот». Чиновники пока ответа не дали, но обещали определиться с решением до конца года. Главной интригой слияния является размытие государственной доли в единой авиакомпании. Идея объединить региональные компании под эгидой «КрасЭйр» в первую очередь выгодна Борису Абрамовичу. Дело в том, что из четырех авиакомпаний только в двух государство имеет контрольные пакеты - в «КрасЭйр» (51 процент) и «Домодедовских авиалиниях» (50 процентов). Госпакет в «Самаре» составляет всего 46,5 процента, а в «Омскавиа» госдоли нет вообще. Как вариант развития событий - в объединенной авиакомпании государство может не получить контрольного пакета. Разумеется, такая перспектива Москву не устраивает, поэтому эксперты полагают, что Мин-транс одобрит идею объединения лишь в случае сохранения в госсобственности 50%+1 акции в новой авиакомпании. Специалисты РОСБАНКа, в чьи полномочия входит оценка основных активов предприятий, рассматривают три варианта образования авиахолдинга. Первый предусматривает слияние «КрасЭйр» и ДАЛ. В этом случае государство должно получить 50,68 процента акций в такой компании. Стоимость этого пакета может составить $69 млн., а к 2009 году - увеличиться до $95 млн. Вторая схема предполагает объединение всех пяти авиаперевозчиков через создание новой компании, которой будет передано их имущество. Третья - через создание холдинга, который станет владельцем акций пяти компаний. И в том, и в другом случае доли нынешних акционеров в новой структуре распределятся следующим образом: 57 процентов получат частные акционеры «КрасЭйр», ДАЛ и «Омскавиа», 5,3 процента - владельцы «Самары», а доля государства составит всего 32 процента. Стоимость госпакета РОСБАНК оценил в $79,1 млн. с возможностью роста до $153 млн. к 2009 г. По словам чиновников, в холдинг также может войти венгерская Malev, переговоры о покупке которой ведут акционеры «КрасЭйр». Обсуждается и возможность включения «Владивостокавиа», «Томскавиа» и других российских компаний. Каким образом монополизация рынка внутренних авиаперевозок отразится на пассажирах и, в первую очередь, на амурчанах? В авиационном агентстве «Авиатраст» корреспондента «АП» поспешили успокоить: создание холдингов не приведет ни к изоляции региона, ни к удорожанию билетов. Так, компания «КрасЭйр» по-прежнему выполняет три рейса в неделю сообщением Благовещенск - Красноярск и далее в двадцати направлениях. «Домодедов-ские авиалинии» все так же прилетают к нам два раза в неделю и улетают от нас, соответственно, столько же. Расписание на осенне-зимний период эти компании уже представили. Кроме того, четыре раза в месяц «туда-обратно» выполняется рейс Санкт-Петербург - Благовещенск -Петропавловск-Камчатский. По принципу «свято место пусто не бывает» вместо «Сибири» и «Влад-авиа» освободившуюся нишу займут другие компании, так что пассажирам волноваться не стоит, считают в «Авиатрасте». Что касается стоимости полетов, то в ближайшее время она не изменится, заверили нас в авиаагентстве «Моисей».

Возрастная категория материалов: 18+