Имя Людмилы Марченко вошло в историю кино. Ей посчастливилось сыграть главные роли в фильмах, вошедших в золотой фонд кино. В шестидесятых годах ее имя не сходило с экрана. Марченко - актриса очень сложной судьбы. Ей пришлось пережить разные периоды - от огромной популярности до полного забвения. В ее жизни было много друзей и много завистников. Она ушла из жизни в нищете и полном одиночестве 20 января 1997 года. О ее смерти нигде не сообщалось. В тот же день не стало великой актрисы и сильной женщины Тамары Макаровой, и это событие за-тмило все остальные. Прошло восемь лет, но, как ни странно, о смерти актрисы до сих пор не знают ее поклонники. Минувшим летом ей исполнилось бы 65 лет. Наша Одри Хепберн Людмила Марченко родилась 20 июня 1940 года на Кавказе, в курортном поселке Архипо-Осиповка. Ребенком пережила годы немецкой оккупации, а после войны ее родители переехали в Москву. Как и все дети того времени, она любила кино. В кино, как и в театр, ходила как на праздник. В школе очень много времени уделяла занятиям драматического кружка - актерство было у нее в крови. В 1957 году мечта быть актрисой начала воплощаться в жизнь. Людмила поступает на актерский факультет ВГИКа. Началась новая интересная жизнь. Она опьяняла, кружила голову. Марченко восхищалась своими однокурсниками; среди них выделялись Владимир Ивашов, Светлана Светличная, Алла Будницкая, Галина Польских... Светлана Светличная рассказывала, как она вместе с другими студентами также восхищалась и любовалась Людмилой Марченко, считая ее совершенством: «Пойдем посмотрим на Люду Марченко, нашу Одри Хепберн!» - звал кто-либо, и мы бежали в столовую или в актерскую мастерскую, где в это время находилась она. В 19 лет Людмила дебютирует у режиссера Л. Кулиджанова в фильме «Отчий дом» в роли Тани. Фильм собрал прекрасный актерский ансамбль: Н. Мордюкову, В. Зубкова и других. Критики отмечали успех Людмилы. Судьба ее героини взволновала многочисленных зрителей. Писем актрисе всегда приходило много, до самого ухода ее из жизни. Были у нее и постоянные неизменные поклонницы и поклонники, периодически писавшие ей в течение многих лет. «Не могу забыть вас в роли Тани в фильме «Отчий дом». Это настоящий шедевр! Сколько с того времени было у нас в кино хороших актрис и фильмов, но образ Тани остался с нами. Он жив и сейчас! Эта правдивая история нужна людям, опаленным войной... «С радостью смотрел прекрасный добрый фильм «Белые ночи». Иная актриса может только мечтать о ролях, что довелось сыграть вам. Ведь в середине 60-х годов вам не было равных по популярности и славе». Фильм «Отчий дом» стал путевкой в кино. Во время съемок Марченко подружилась с Мордюковой. И по окончании съемок отношения двух актрис продолжали оставаться теплыми, с взаимной симпатией. Сейчас Нонна Морюкова пишет вторую свою книгу (после «Не плачь, казачка»), и там будет отдельная глава, посвященная Людмиле Марченко. Как сказала Мордюкова: «Люда - это была богиня, и о ней надо вести особый, серьезный разговор». Стоит только захотеть Удачный дебют обратил на юную актрису внимание режиссера Ивана Пырьева, и он приглашает ее на роль Настеньки в фильм «Белые ночи» по Достоевскому. Съемки происходили в Ленинграде. Там и произошла первая встреча актрисы со знаменитым режиссером. О Пырьеве всегда слагали легенды. И до сих пор его имя соседствует с именем Людмилы Марченко. В 1960 году съемки «Белых ночей» были закончены, Марченко стала известной и многими любимой актрисой. Ее узнавали на улицах, просили автографы. Студентке-второкурснице фильм принес огромную радость, но... Иван Пырьев открыто заявил о своей любви к молодой актрисе. Известный режиссер не раз часами прохаживался возле ее дома в надежде встретить здесь Людмилу. Ситуация была неординарная, остановить поток сплетен было невозможно. Особенно обсуждали разницу в возрасте: ей 19, ему 58 лет. Сегодня такие браки уже никого не шокируют, но тогда... Партийные органы так внимательно следили за чистотой нравов, что когда слухи о влюбленности Пырьева в Марченко дошли до самых верхов, его тут же пригласили в ЦК КПСС. Но он готов был скорее отдать партбилет, чем любимую. Ради Марченко Пырьев ушел от самой Марины Ладыниной, в браке с которой прожил 28 лет. В среде кинематографистов Пырьев представлял свою юную избранницу как жену. Он считал, что она обязательно будет его женой. Ведь в любви он не знал поражений. Ухаживания Пырьева продолжались четыре года. Он мечтал снять Людмилу в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и мир». Но министр культуры Фурцева запретила ему снимать этот фильм, и Марченко работала с другими режиссерами, и Иван Пырьев ездил за ней и присутствовал на съемках. Но Людмила не давала ему согласия на брак. И вскоре молодая актриса была поставлена в негласное положение невыездной. Ее приглашали на пробы в интересные фильмы, но не утверждали, так как Пырьев дал команду: «Марченко не снимать». Когда однажды, встретив его, Людмила осмелилась сказать, что будет, наконец, жаловаться, Пырьев захохотал. Затем, придя в ее квартиру и не за-став никого, взломал дверь и в гневе стал все ломать и крушить. Кричал, рвал и выбрасывал фотографии... Соседи-кинематографисты, зная его нрав, побоялись вмешаться или вызывать милицию. Одна актриса, очень хорошо знавшая Людмилу Васильевну, рассказывала мне: «Многие знали, что Иван Александрович любил Люду до конца жизни и что его неспокойная жизнь стала от этого короче. Он был сильно обижен ее отказом вступить в брак, это был для него страшный удар, непривычное для него положение. Он не раз выкрикивал: «Только захотеть стоит, любая молодая актриса пойдет за меня!» Переступив определенную грань и делая многое Людмиле назло, он еще больше мучился сам». После окончательного разрыва с Марченко на Пырьева обратила внимание молодая, мало кому известная 30-летняя артистка Лионелла Скирда, которая настояла на женитьбе. Через два месяца 67-летнего, совсем больного человека не стало. А «безутешная вдова» очень скоро стала женой популярного актера Олега Стриженова. За маской благополучия В 1975 году в ресторане Дома кино Л. Марченко познакомилась с художником-графиком Сергеем Соколовым. В том же году они поженились. Художник и актриса. Жизнь двух творческих людей непроста. Актриса-жена - это испытание, хотя это не значит, что она не способна быть хорошей женой. Людмила Васильевна стала домашней хозяйкой, она ходила на рынок, стояла в очередях, готовила, убирала, стирала. Лишь изредка ей удавалось выбираться в Дом кино. Тогда она надевала маску благополучия. Но у нее, как у многих творческих людей, бывали срывы, депрессии и даже суицидальные настроения. В жизни Людмилы Марченко после 30 лет наступила черная полоса. Она стала работать в Театре-студии киноактера. Там существовала сумасшедшая конкуренция, по количеству актеров штат студии приближался к штату Большого театра. Ходить по кабинетам, выпрашивать роли Марченко не умела. В 1982 году ее как мало снимающуюся актрису перевели ассистентом режиссера в производственный отдел киностудии. Ее звезда совершенно померкла. В театре она чувствовала себя лишним человеком, считала унизительным проводить все время в ожидании ролей, и она написала заявление об увольнении. Шел 1984 год. В 80-е годы Марченко еще снималась, но очень мало, это были эпизодические, небольшие роли. Последним ее художественным фильмом был «Кто стучится в дверь ко мне?» режиссера Н. Скутбина. В последние годы, измененная временем и жизнью, она избегала встреч с людьми, знавшими ее молодой. Летом 1996 года умирает ее муж. Главной проблемой актрисы стал психологический стресс. Специалисты считают, что смерть любимого человека по шкале стрессов составляет 100 процентов, на втором месте развод - 70 процентов. Даже человеку с устойчивой нервной системой пережить это очень трудно. А тут актриса, ранимая и чувствительная, неадекватно реагирующая на многие явления. Она стала уходить в длительные запои, ища в спиртном единственный выход от душевной муки.Вокруг нее стали вертеться какие-то странные люди. Защиты, надежного плеча не было. Из дома выносили вещи, уговаривали продать квартиру. Она слабела все больше и больше. Очень скоро осталась без денег, вынужденная существовать на мизерную пенсию, половина которой уходила на оплату квартиры. При жизни рядом было много людей, называвших себя ее друзьями. Известная актриса умерла одна в пустой квартире. Когда умирают известные артисты, в особенности звезды кино, начинают бродить разные слухи: убили, отравили, покончила с собой. Талантливейшая, но сильно пьющая актриса Изольда Извицкая в 38 лет тоже умерла в одиночестве, и десять дней ее тело пролежало в закрытой квартире. Так же, как Марченко, она боялась выходить на улицу, чтобы никто не сказал, что она алкоголичка. Леонид Филатов, сделавший передачи о Марченко и Извицкой, как-то сказал: «Многие из артистов злоупотребляли алкоголем - это наша национальная трагедия. Неизвестно, что погубило их. Выпивка ли? Проще списать на нее. Но как и почему человек начинает пить? Ведь мало кого волнуют причины». Артисты - особые, яркие люди. Талант и красота даны Богом, и они должны жить долго. Только нужно им помогать, а не убивать и травить.

Возрастная категория материалов: 18+