О значимости состоявшихся там обсуждений можно судить хотя бы по этому высказыванию председателя Совета Федерации Сергея Миронова: «Доклады на пленарном заседании стали информационным подспорьем для работы на «круглых столах». Интерес оправдан Состав амурской делегации на хабаровском конгрессе формировался таким образом, чтобы наши специалисты смогли принять участие во всех тематических дискуссиях. К примеру, первый заместитель начальника департамента экономического развития и внешних связей обладминистрации А. Кивал выступил на «круглом столе» с докладом «Развитие индустрии туризма на востоке России». А участники обсуждений по теме «Рациональное использование лесных ресурсов Дальнего Востока в условиях интеграции России в АТР» заслушали Ф. Дмитрука, председателя союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Амурской области, который рассказал о проблемах и перспективах развития нашего лесопромышленного комплекса. С мнением коллег ознакомились начальник отдела драгметаллов областного департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу А. Третьяков, председатель правления регионального «Супербанка» Е. Санарова и другие представители экономики и науки Приамурья. Интерес к работе «круглых столов» оправдан. Практически везде обсуждались проблемы, актуальные и для амурчан, а в рекомендации вносились предложения, касающиеся конкретных объектов или направлений социально-экономического развития нашей области. Взять, к примеру, документ, который принят участниками «круглого стола» по теме «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс на востоке России». Тут чуть ли не каждый пункт имеет прямое отношение к будущему нашего края, где работают мощные ГЭС, БАМ, запланирована прокладка трубопровода, по которому нефть Восточной Сибири пойдет к Тихому океану. В этих рекомендациях прямо говорится об увеличении грузопотоков, о завершении строительства уже начатых электростанций, развитии инфраструктуры на участках нефтепровода... Более того, запланировано сооружение газотранспортных систем из Якутии для экспорта поставок природного газа в страны Северо-Восточной Азии. А кто соседствует с Якутией? Значит, возможно, и через нашу территорию пойдет транспортировка газа в Китай. Разве эта фраза из рекомендаций «круглого стола», где обсуждалось использование ресурсов недр в экономике востока России - «недостаточное финансирование геологоразведочных работ» - не характеризует ситуацию в Приамурье?! Приоритетным инвестиционным проектом по разработке месторождений названо в документе и наше Гаринское железорудное, и Эльгинское каменноугольное. Строчка из резюме по «Рациональному использованию лесных ресурсов востока России в условиях интеграции в АТР» - принять закон об отнесении древесины ценных пород к стратегически важным товарам - тоже имеет амурскую «прописку». Аналогичные факты можно привести и из других документов конгресса. Приграничная территория, что опушка леса И все же главным из десяти тематических «круглых столов» считаю тот, где обсуждалось развитие приграничного сотрудничества на востоке России. Но не потому, что там сопредседателем был губернатор Амурской области. Именно тут, в приграничных территориях России, должно быть прорублено окно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, как когда-то то же самое сделал Петр Великий, сориентировавший лапотную Русь на Европу. Мнение собравшихся в полпредстве Президента РФ в ДФО было единогласным: приграничные территории должны максимально использовать фактор соседства с зарубежными странами, чтобы решить задачу, поставленную В. Путиным: удвоить к 2013 году валовой национальный продукт. Но как это сделать, если в нормативно-правовой базе много «белых пятен», если четко не разграничены полномочия Федерации и субъектов, если не определены приоритеты в развитии пограничного сотрудничества. Более того, только в мае нынешнего года Правительство РФ по настоянию Совета Федерации наконец-то определилось, кто станет заниматься реализацией концепции приграничного сотрудничества в стране. Названо Министерство регионального развития. Выступавшие на «круглом столе» (около двадцати человек) сознавали: из Москвы всех проблем не решить по определению, но и ждать у моря погоды тоже не имеет смысла. С одной стороны, на востоке России мало населения и много ресурсов, с другой - в перенаселенном Китае колоссальная потребность в ресурсах. Значит, приграничным территориям надо использовать свойства «опушки леса», где самой природой продиктовано такое биоразнообразие. По словам В. Густова, председателя комитета Совета Федерации по делам СНГ, руководителя рабочей группы по вопросам приграничного сотрудничества, регионы зачастую на свой страx и риск решают сами возникающие вопросы, причем не только местного значения. И все это из-за бездействия Центра, в условиях отсутствия реальной заинтересованности регионов в приграничном сотрудничестве. На местах решаются общегосударственные задачи развития внешнеэкономических и международных связей, а регионы почти ничего с этого в свои бюджеты не имеют. Хотя в Китае, как известно, государство давно уже делится доходами от приграничной торговли со своими провинциями. Все, что делается сейчас у нас в приграничных территориях, только заслуга местных властей. О том, что у порубежных регионов должна быть мотивация, говорил и глава Амурской области. Таким средством оживления экономики должны стать приграничные торговые комплексы, а для нас еще и создание в районе Благовещенска - Хэйхэ трансграничной промышленно-производственной особой экономической зоны (ОЭЗ). - Это качественно новая ступень сотрудничества, переход от простых форм внешней торговли к более совершенным моделям за счет организации совместного производства. Привлечение инвестиций, использование инноваций, освоение продукции, востребованной на внешних рынках, -вот путь, который предлагает нам ОЭЗ с особым таможенным режимом. Так охарактеризовал этот рывок в будущее выступивший на «круглом столе» его сопредседатель Леонид Коротков и добавил: - Планировочный проект трансграничной зоны уже разработан по просьбе обладминистрации Хэйлунцзянским строительно-проектным институтом «Сыфан». Создание ОЭЗ мы рассматриваем как поток новых инвестиций в экономику Амурской области, ведь Китай так и не стал серьезным инвестором на Дальнем Востоке и нашим в частности. У КНР только 1,6 процента от общего объема иностранных инвестиций 2004 года. Леонидом Викторовичем была затронута и тема строительства мостового перехода через Амур, который живет пока лишь на бумаге: сейчас обновляется технико-экономическое обоснование проекта. Но более всего губернатор Амурской области говорил об опыте межбанковского сотрудничества с Китаем, о партнерстве в строительном комплексе, активизации международного туризма, проблемах миграционных процессов, приоритетном праве местного населения на занятие вакантных рабочих мест, экологической защищенности Амура, о работе местных пунктов пропуска. В частности, готовится документация на строительство административного корпуса и пассажирского причала в пункте перехода ЗАО «Торговый порт Благовещенск». «Большой тройке» мы не нужны как партнеры В тот день на «круглом столе» выступили послы и сотрудники госбезопасности, ученые и экономисты, члены правительств, сенаторы и вице-губернаторы. Свою точку зрения на развитие приграничного сотрудничества на востоке России высказали также посланцы КНР, Японии, КНДР и США. Разговор получился конструктивным, многообещающим. Слово сопредседателю «круглого стола», председателю комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктору Озерову: - Именно здесь и сейчас формируется понимание того, какими должны быть механизмы нашего сотрудничества как с приграничными территориями Китая, так и всего АТР. Неоднократно звучала мысль о необходимости срочно принимать федеральные законы о приграничных торгово-экономических комплексах, об особенностях местного самоуправления на приграничной территории и главное - о приграничном сотрудничестве в РФ. Последний уже получил положительную оценку Совета Федерации и внесен на рассмотрение в Госдуму. Думаю, рекомендации нашего «круглого стола» станут катализатором для ускоренного принятия данного федерального закона. Приграничным территориям нужна законодательная база -это бесспорно. Свою «информацию для размышления» (нет, вернее, уже для конкретных действий) получит и Правительство Российской Федерации, министерства. Там десятки пунктов. Вот некоторые: «Разработать и принять федеральную целевую программу «Развитие приграничной транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке России»; «Передать субъектам РФ право аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний (как это уже практиковалось)»; «Ускорить решение вопроса по строительству мостового перехода через р. Амур в районе Благовещенска и Хэйхэ»; «Подготовить для утверждения Президентом РФ перечень приграничных территорий, на которых иностранные физические и юридические лица не вправе приобретать в собственность земельные участки»; «Проработать вопрос о создании в районе Благовещенска и Хэйхэ трансграничной промышленно-производственной особой экономической зоны»... - «Большая тройка», то есть Япония, Китай и Республика Корея, договариваются между собой, как вести себя с Россией, - подчеркнул директор Института экономических исследований ДВО РАН, член корреспондент Российской академии наук, сопредседатель этого «круглого стола» П. Минакир. - Если в государственной стратегии РФ востоку России будет отведена роль сырьевого источника и транзита природных ресурсов, это не обеспечит благосостояния дальневосточников и тем более не улучшит демографическую ситуацию. России надо основательно и заблаговременно готовиться к сотрудничеству с «большой тройкой». Судя по рекомендациям всех десяти «круглых столов» Дальневосточного международного экономического конгресса, которые направлены прежде всего на совершенствование законодательной базы и принятие федеральных целевых программ, такая подготовка уже началась.

Возрастная категория материалов: 18+