Руководящая должность Это сейчас специалистов с высшим образованием - как комаров на болоте, а в начале шестидесятых их остро не хватало во многих отраслях народного хозяйства. На Дальнем Востоке первых инженеров-автомобилистов выпустил Хабаровский политехнический институт. Произошло это в 1963 году, а в 1964-м окончил «политен» Христюк. Сразу подал заявление о приеме в партию. Высшее образование плюс коммунист - такое «два в одном» в те годы многого стоило. Молодого специалиста вызвали из родного Райчихинска в Благовещенск и предложили возглавить автоколонну N 1275, в которой в то время работало более тысячи человек. Будь на его месте карьерист, тот наверняка согласился бы не раздумывая: «руководящая» строка в трудовой книжке высоко ценилась во все времена. Даже если и завалишь дело, потом маленькую должность уже не дадут. Сославшись на отсутствие опыта, Геннадий Христюк наотрез отказался от директорского кресла. Однако работать главным инженером (вторая по значимости должность на предприятии) его все-таки заставили. Сразу расскажу и о втором случае - когда Христюк, будучи уже преуспевающим директором, продемонстрировал отсутствие у него бациллы карьеризма. Сейчас Геннадий Фомич вспоминает тот судьбоносный момент с улыбкой: - Вызвал меня к себе председатель Благовещенского горисполкома Даниил Кантемиров. Поговорили немножко, а потом он усадил меня в свое кресло. «О, как ты хорошо смотришься, - говорит. - Посиди, я сейчас приду». Замкнул дверь на ключ и ушел. Вернувшись, сказал: «С партией все согласовано, будешь у меня замом». Я ему: «Не надо, Даниил Давыдович, я на производстве работать хочу». Он и слушать не желает: «Нет, нет и еще раз нет - все решено». На следующий день я пошел к первому секретарю горкома партии Дьяченко (мы были с ним в очень хороших отношениях). «Николай Иванович, - говорю, - помогите. Не мое это дело, я - производственник». Он мне: «Когда ты будешь слушаться старших? Ладно, иди». После этого Кантемиров стать его замом мне больше не предлагал. Но его отношение ко мне заметно изменилось: уж очень его обидел мой отказ и поход к Дьяченко... Были и последствия. Начальника автоколонны награждали орденами, грамотами. Но больше повышающих его в должности предложений не поступало. Строительство - признак процветания Хотите узнать, как живет страна, область, город, село или отдельно взятое предприятие - поинтересуйтесь, сколько и что там строят. Когда Христюк впервые прошел через проходную автоколонны, она состояла всего из одного здания. Там размещался гараж, здесь же работала администрация, включая директора. Почти все автобусы стояли под открытым небом. Во время христюковского «правления» понастроили столько - устанешь пальцы загибать: 11 крупных объектов производственного назначения, детский садик, около сотни жилых домов. Даже собственный свинарник на 300 голов в районе пятой стройки возвели. В самом конце восьмидесятых взяло старт строительство кирпичной «пятиэтажки» на 80 квартир и спортзала со столовой. Увы, ввести объекты в эксплуатацию не удалось: нагрянули реформы. Однако главные свои дела Геннадий Фомич свершил на производственной ниве. Он пришел в автоколонну, которая, по сути, лежала в кювете, но уже в середине семидесятых стала одной из лучших во всем Благовещенске. Подразделению Христюка вручали переходящие знамена - от города, области, министерства. Оно часто красовалось на городской Доске почета. Поистине сказочную метаморфозу Геннадий Фомич объясняет самоотверженной работой коллектива. Водители, слесари, кондукторы, инженерно-технические работники в свою очередь хвалят директора: знает автомобильное дело, умеет работать с людьми, обладает организаторскими способностями, трудится, не считаясь со временем. Работу директора оценили не только подчиненные: Геннадий Христюк - кавалер орденов «Знак Почета», Октябрьской Революции, Дружбы народов, заслуженный работник транспорта России. Уже в постсоветское время стал почетным гражданином Благовещенска. Семидесятые, восьмидесятые годы - золотой век автоколонны. В ней тогда насчитывалось 250 - 260 автобусов. Таких развалюх, как сейчас, не было: автобусный парк обновлялся каждые пять лет. Ежегодно на предприятие поступало до 50 новых машин, запчасти и резинотехнические изделия шли вагонами, бензин - цистернами. Водители получали по 400 - 500 рублей, у кондукторов до трехсот выходило. Но уже более десяти лет некогда цветущее предприятие балансирует на грани жизни и смерти. Четыре миллиона долга за топливо - яма глубиной в пропасть. На половину автобусов жалко смотреть, как и на зарплату классных водителей. Геннадий Фомич не может спокойно говорить о причинах, подведших к этой нищете: - Наше сегодняшнее незавидное положение - во многом дело рук предыдущей городской администрации. На нас повесили перевозку бесчисленного количества льготников, а город нам денег не перечислял. Если перечислял, то жалкие крохи. Муниципальный транспорт разваливался от старости, и никому до этого не было дела. Вторая беда - «микрики». Есть постановление правительства, в котором говорится о преимущественном праве на перевозки муниципальных предприятий. И только если они не справляются, тогда власти могут привлечь какое-то количество частных перевозчиков. В Благовещенске в свое время их привлекли без всяких расчетов и меры. Дверь кабинета открыта нараспашку На протяжении двух десятилетий Христюк избирался депутатом городского Совета - это о многом говорит. Уважали и уважают его в родной автоколонне. Директорский чин и пышный бант регалий - такое испытание должностью и лаврами не каждому по силам, многих оно отрывало от земли, а значит, и от людей. Геннадий Фомич не оторвался - с утра до вечера он контачит с народом. «Обождите, узнаю, примет вас начальник или нет», - такие слова его секретарша произносит очень редко. Люди заходят к нему без стука. Впрочем, стучать часто бывает некуда: если Христюк не проводит летучки или какое-нибудь совещание, дверь его кабинета обычно открыта нараспашку. Как и тридцать, и двадцать лет назад, он ежедневно «обходит дозором владенья свои», а они - без малого пять гектаров. В это время люди грузят директора своими просьбами и жалобами. В свою очередь он на полную катушку отчитывает тех, кто затягивает с ремонтом автобуса или пребывает на рабочем месте в нетрезвом виде. Чего греха таить, любит слесарно-водительская братия принять на грудь, независимо от времени суток. В этом случае директорская взбучка непременно приправляется крепким словом, зачастую пятиэтажной высоты. Децибелов в него вкладывается столько, что срывается с насиженных мест вся пернатая живность в округе. Несмотря на вспыльчивость и крутой нрав, за сорок лет на Христюка-руководителя не поступило в вышестоящие инстанции ни одной кляузы. - Фомич без причины не гоняет, - говорит водитель Виктор Дроздовский, работающий на предприятии, как и начальник, с 1964 года. - Руководитель он очень хороший - толковый, справедливый. Всегда за рабочих горой стоял. Выслушает и если что пообещает, обязательно выполнит. Он почти всех водителей знает по фамилии и имени, а человек сто - еще и по отчеству. Вспыльчив, конечно, но отходит быстро и зла не держит. Уважают его люди. А еще я узнал у Виктора Алексеевича, что в коллективе за глаза зовут директора «Фомич». Так уважительно-любовно называют его все - от молоденьких бухгалтерш до седовласых слесарей. Есть порох в пороховницах! В этом году к производственным переживаниям Геннадия Фомича добавились еще и футбольные. В обойме страстных почитателей футбола он с малолетства. Выступал даже в чемпионатах области. Фомич очень тяжело переживает нынешние неудачи «Амура»: - Печально смотрю в следующий сезон. Варяги все разъедутся, и некому будет играть. Своих игроков почти нет. Опять придется набирать приезжих, которым до лампочки честь амурского спорта. Эх, зря затеяли смену тренера... Кроме футбола, Христюк серьезно занимался шахматами - перворазрядник. Любовь к спорту сохранил до седых волос. Старается не пропускать соревнований по мотогонкам, спидвею, хоккею, волейболу, баскетболу и, само собой, по футболу. Еще одно подтверждение народности Фомича - его садово-огородническая деятельность. Директорская зарплата плюс почтенный возраст - весомые мотивы для того, чтобы завязывать с выращиванием укропа и кабачков. Тем более что немалую часть собранного на своих сотках урожая чета Христюков раздает родным и знакомым, а груши - всем желающим. Однако Фомич не завязывает: сады у него для души. В его кабинете стоит маленький бюст Ленина, на фасаде одного из зданий висит огромное панно с изображением вождя мирового пролетариата. Это редко встречающийся в нынешних реалиях факт. Геннадий Фомич не видит в этом ничего особенного: - Это наша история, и меня бесит ее сегодняшнее переписывание в угоду кому-то. Причем этим занимаются те, кто не стоит мизинца низвергаемых ими с пьедестала. Наполеон с Мао Цзэдуном тоже были диктаторами, в их правления также было пролито людской крови порядочно, но французы с китайцами не топчутся на их гробах! Лучше бы разобрались, почему проводимые реформы не улучшают жизнь россиян. Почему в такой богатой стране десятки миллионов людей влачат нищенское существование. Через пару лет Христюку стукнет семьдесят. Увы, время не только лечит. Однако пороха в его пороховницах еще предостаточно, так что он свободно удержит на плаву «автокрейсер» до юбилея.

Возрастная категория материалов: 18+