Как все это скажется на жизни дальневосточников? Об этом эксклюзивное интервью полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского газете «Амурская правда». - Константин Борисович, вы встречались недавно с Владимиром Путиным и обсуждали пути реализации социальных инициатив президента. - Поставлена персональная задача, чтобы мы, полпреды, и каждый руководитель региона взаимодействовали по вопросам здравоохранения с министром здравоохранения и социального развития Зурабовым, а по остальным вопросам -соответственно с министрами образования, регионального развития, сельского хозяйства. Такое взаимодействие уже организовано, контакты отработаны. Чтобы социальные инициативы Президента РФ решались, должны быть совместные усилия федеральной, региональной, муниципальной властей. Кстати, по вопросам здравоохранения и образования будут прямые вложения федерального бюджета, которые требуют нашего системного контроля. Если говорить о жилье, то это длительный процесс, именно в вопросах ипотечного кредитования. Мы, живя в Хабаровске, видим активное жилищное строительство. Что-то похожее можно заметить в Якутске, где система ипотечного кредитования уже заработала. Частично начала работать во Владивостоке и в Благовещенске. Из десяти субъектов Дальневосточного федерального округа только в этих четырех регионах работа пошла. Первые шаги сделаны в Биробиджане и Южно-Сахалинске - буквально по одному дому заложено по системе ипотеки. А в Петропавловске-Камчатском и севернее эта тема вообще не отработана. Говорить о сельском хозяйстве нам, дальневосточникам, очень сложно. Считается, что сельское хозяйство - всегда дотационная отрасль и убыточная. Это не совсем верно. Сколько угодно есть примеров и в Амурской области, и в Приморском крае, где сельскохозяйственные предприятия доходны, прибыльны и производят замечательную продукцию. Если вовремя дать дотации, они окупятся с лихвой. В этом направлении у нас широкое поле деятельности. И нам, полпредам, Президент России дал поручение держать на контроле работу по всем социальным инициативам. Еще один вопрос, который мы обсуждали на встрече с Владимиром Путиным, это продолжение реформы местного самоуправления. Регионам дано право определить, когда же реально они начнут передавать полномочия. У нас субъекты в целом готовы к этой работе, многое сделано. Мы планировали, что, кроме Сахалина, Камчатки и Корякии, с 2006 года этот переход начнут все. Практически так оно и будет. То есть к стопроцентному исполнению 131-го закона пока не приступят, но с 1 января будущего года очень многие полномочия начнут передавать органам местного самоуправления. Мы планируем, что реально с 1 января 2007 года местное самоуправление заработает в Амурской области (там все для этого сделано), Хабаровском крае. Думаю, что Чукотка и Корякский автономный округ в состоянии это сделать, может быть, и Еврейская область, но там много проблем. Остальные регионы Дальнего Востока готовы будут в течение 2006 -2007 годов пройти переходный период и с 1 января 2008 года начнут исполнение этого закона. Есть абсолютная уверенность, что мы в состоянии эти сроки выполнить, причем не навредив, не ударив в грязь лицом, как это случилось с монетизацией льгот. - Где на Дальнем Востоке, по вашему мнению, могут появиться особые экономические зоны? - Решения об этом будут принимать в правительстве, но инициатива должна исходить от регионов. Для этого Правительство РФ требует, чтобы у каждого региона были планы развития территории. Иногда губернаторы встречают эти слова с иронией. Потому что у нас есть регионы, как Хабаровский край, где губернатор, его правительство имеют такие перспективные проекты развития территории. А на Камчатке, к примеру, как это ни горько говорить, и на два года вперед руководство не смотрит, не видит перспективы развития области. На Камчатке считают, что их полуостров - это райский уголок, там не должно ничего развиваться, должен быть только заповедник. И в этом заповеднике должны люди жить, а государство - содержать территорию. Такая идеология развития Камчатской области очень удобна для руководства региона, подпитывается усилиями «зеленых», других сил, которые тоже готовы жить за чужой счет. Поэтому федеральный центр будет внимательно рассматривать каждый проект, анализировать, насколько эффективно вкладывать средства в развитие. У нас есть опыт Магаданской области, где сделали прообраз свободной экономической зоны. Там установили небольшие преференции по налоговым и таможенным платежам, а те налоги и сборы, которые должны идти в федеральный бюджет, остаются на месте и используются регионом. Существуют особый счет, бюджет свободной экономической зоны - все довольно прозрачно. Есть и другие формы свободной экономической зоны. В Комсомольске-на-Амуре, к примеру, она будет основываться на развитой экономике. Если приложить усилия, там еще сильнее разовьется экономика. Туда обязательно пойдет бизнес, пользуясь различными преференциями. В Амурской области благодаря Зейской и Бурейской ГЭС один киловатт стоит на выходе 7 копеек. Если там будет создана такая зона, то уверен: бизнес сам туда придет, его не надо будет подталкивать. Начнет развиваться, строить, производить, создавать рабочие места. - Говоря в целом о будущем Дальневосточного региона, нельзя не упомянуть Курильские острова. Даже нас, амурчан, эта проблема волнует, ведь речь идет о целостности государства, о российских территориях. - Эту тему надо меньше затрагивать, потому что она вызывает нездоровый интерес. У меня абсолютная уверенность, что острова есть и будут нашими. Того, что наше государство, наш народ в годы Великой Отечественной войны завоевал, возврата никакого быть не может. Есть другие формы, методы, которые обсуждаются сейчас и предлагаются дипломатами. Не всегда они воспринимаются правильно. Но, думаю, все равно придет тот момент, когда какие-то договоренности осуществятся. Но размениваться территориями никто не собирается - это исключено. - Объединение Камчатской области и Корякского автономного округа предстоит в случае положительного решения на референдуме 23 октября. Каковы преимущества объединения этих регионов? - Объединять или нет два региона Камчатского полуострова - по этому поводу мнения противоположные. Радует, что большинство поддерживает проведение референдума и выступает за объединение Камчатской области и Корякского автономного округа. Но есть и противники. Правда, их немного, но они могут повлиять своим авторитетом на обывателя, который еще не понял, лучше стало или хуже после того, как их разделили в начале 90-х. Поэтому необходимо разъяснять людям, что будет после создания единого субъекта Федерации. Те, кто за объединение и кто против, должны высказать, почему они так считают, и им должны быть предоставлены трибуна и средства массовой информации. - Президент поддержал ваше предложение и внес на рассмотрение Думы Чукотского автономного округа кандидатуру Романа Абрамовича. Вы уговаривали Романа Аркадьевича согласиться пойти на второй губернаторский срок? - Романа Аркадьевича не пришлось долго уговаривать. Мы с ним постоянно встречаемся и на эту тему уже давно говорим. Да, у него были сомнения, двоякое чувство по этому поводу. Во-первых, ему хочется, чтобы те финансы, которые вложены в проекты, дали отдачу и он сам увидел результат. Ведь работы было проделано очень много: там, к примеру, разрабатываются два золоторудных месторождения, которые дадут первую прибыль в 2008 году. Абрамович занимался также поисками газа и нефти. Во-вторых, у него масштабы взглядов на экономику в целом гораздо шире. Ему хотелось бы идти дальше и выше. Куда, не знаю, но его уже стесняют рамки Чукотки. Его можно понять. Он должен был от чего-то отказаться: или уйти в более крупный бизнес и пожертвовать тем, что вложил, не увидев результаты своего труда, или на какое-то время забыть свои амбиции и увидеть то, что он сделал. Целесообразность и порядочность победили: Роман Аркадьевич все-таки решил завершить то, что изначально было задумано. Думаю, он поступил правильно. Даже показал пример государственного подхода к своей должности, к своим обязанностям. - Как в Дальневосточном федеральном округе проходит выдвижение кандидатов для участия в Общественной палате Российской Федерации? - Пока фамилии не могу назвать. Мы ведем подбор кандидатов. Изучаем людей. Есть предложения из регионов. Это работа не моя, хотя со мной кандидатуры будут согласованы. Но система построена так, что назначенные сейчас 42 человека в Общественной палате будут подбирать следующие 42, а потом уже совместно они подберут людей от каждого федерального округа. Получается, что федеральный округ выступает в роли организатора конференций, общих собраний, где эти кандидатуры будут предлагаться и обсуждаться. Подбирать конкретные кандидатуры будут 84 человека, которые уже в этой палате. Будут консультации, согласования. Но в первую очередь мы ждем предложений по конкретным кандидатам. - Завершается второй осенний месяц. На Дальнем Востоке начался отопительный сезон. Только что вы докладывали Президенту РФ о подготовке регионов ДФО к зиме. Как, по вашим данным, пройдет зима в округе? - Региональными властями, органами местного самоуправления сделано очень много. Топливо завезено, ремонтные работы завершаются или завершены, имеются резервные источники питания по нескольким точкам. Еще есть время по мелочам довести все до ума. Не ожидаю, что в эту зиму будут провалы, но могут быть аварийные ситуации, связанные с тем, что в 90-е годы мы системно не занимались обновлением сетей. В прошлом году вышел учебник по погодным условиям Дальнего Востока за минувший век, подготовленный ДВО РАН. Там описывается, что происходило каждый год. И меня поразило, что ежегодно у нас происходят различные природные катаклизмы: землетрясения, наводнения, засуха... То есть мы, живя в этом регионе, все время должны быть готовы к тому, что может что-то случиться. Но не допустить того, чтобы это произошло по нашей вине.

Возрастная категория материалов: 18+