Двадцать два сентябрьских дня я на голодный желудок ехал на велосипеде из Благовещенска в Пекин. Путешествие было бы не столь интересным, если бы весной этого же года я не прокатился так же натощак из Благовещенска во Владивосток, а полугодом раньше - из Москвы в Санкт-Петербург... «Сумасшедших», которые путешествуют натощак, немного, по крайней мере я знаю еще только об одном таком. Не стоит думать, что подобная мысль взбредает в голову оттого, что кушать нечего. Просто, попробовав раз поголодать длительное время, втягиваешься. Удобства ведь налицо - есть хочется только первые четыре-пять дней. А потом сплошной праздник совершенной свободы! У кого-то живот сводит от голода, а ты едешь себе и в ус не дуешь. Кто-то диету очередную пробует, силясь похудеть, а с тебя килограммы так и стекают! К врачу по дороге заскочишь, расскажешь, мол, так и так, велосипедствую, осматриваю достопримечательности, не ем ничего. Он посмотрит, живот пощупает, давление померит и останется в полной прострации - по его учебникам выходит, что не жилец я. А я, как огурчик, свеж и собой доволен! Путешествовать натощак по Китаю - это, конечно, чистой воды мазохизм. Но вдруг придется вам по Европе катиться или Штатам, где месячной зарплаты на пять бургеров и пару ночей в мотеле хватит, вот тут навыки пригодятся. Шучу, конечно, повторять за мной не стоит. Я все-таки в некотором роде специалист. Порядок и полиция Вообще-то считается, что Китай - закрытая страна, страна запретов и ограничений. Я и сам так думал, но оказалось, что это совсем не так. После того как вы приобрели визу и прошли таможню, никто не станет донимать вас проверкой документов. Я показал паспорт полицейскому всего однажды, выезжая на своем двухколесном друге из Хэйхэ, чтобы представитель власти убедился, что виза у меня есть и я могу «велосипедировать» по стране в течение времени ее действия. Вы, судя по всему, предъявите свои документы, приобретая билет на любой вид транспорта, следующий в глубь страны. Все остальное время, если не сунете, конечно, свой нос, куда совать его не следует, вас никто не потревожит. Куда же не стоит совать свой нос? Туда, где на посту стоит китайский военный, а они стоят у военных объектов, в том числе на въезде в военные городки или у административных зданий Компартии Китая. Запомните правило простое и необременительное: военного и охраняемый объект можно фотографировать только в том случае, если никто не видит. Если вас заметили - готовьтесь потерять по меньшей мере три часа времени и все отснятое вами за день. Остальные объекты: полицейские участки и автомобили, нефтебазы и объекты жизнеобеспечения, железнодорожные строения, локомотивы и многое-многое другое вы можете снимать сколько вам заблагорассудится. Это не у нас, в России, где всегда найдется кто-то бдительный и глупый, который скажет: «Низзя!» В этом отношении Китай много свободнее нашей страны. Но, что немаловажно, много «закрытей» там, где следует. У меня есть лишь несколько снимков китайских военных, и все они сделаны на площади Тяньаньмэнь, в центре Пекина. Меня всегда мягко и вежливо просили покинуть территорию вблизи закрытых объектов южного соседа. Зато в России во время своего дальневосточного велопутешествия я умудрился поставить свою палатку прямо на военном аэродроме в Переяславке. И узнал, что аэродром действует, только проснувшись утром. Считается, что в Китае есть проблемы с национальными меньшинствами. И это действительно так (а где их нет?), но никто не запретит вам ехать хоть в Тибет, хоть в Уйгурский автономный район, хоть во Внутреннюю Монголию (там я, кстати, тоже проезжал). Создалось даже ощущение, что страна совершенно открыта и для терроризма. Но такое мнение ошибочное - спецслужбы работают быстро, профессионально и, надо думать, предельно жестко. В прошлом году несколько уйгуров устроили самосожжение на площади Тяньаньмэнь. Хотя никто из посторонних не пострадал, китайское правительство признало эти печальные случаи «терактами с китайской спецификой» и сделало такое внушение властям уйгурской автономии, что случаи самосожжения прекратились. В Китае вообще бросается в глаза обилие полицейских участков, управлений и, естественно, самих полицейских. Но к проезжающему по своим делам иностранцу они или относятся совершенно индифферентно, или полицейский приветствует вас как давнего и близкого друга. У блюстителя порядка вы можете спросить дорогу, попросить его присмотреть за вещами, перевязать вам руку, если порезались. И все это будет воспринято совершенно спокойно, а помощь оказана незамедлительно. Не видел я, чтобы полицейские докапывались до прохожего (хотя сами китайцы и говорят, что такое встречается сплошь и рядом), зато если где-то случается драка, они вырастают как из-под земли и делают то, для чего их, собственно, и наняли на работу. Не стану уточнять, как это выглядит у нас. Ни в коем случае не хочу сказать, что в Китае отсутствует преступность - практически в каждом более или менее крупном городе можно обнаружить солидных размеров тюрьму, а велосипеды у китайцев в обязательном порядке снабжены замками. Однако то ли пенитенцитарная система справляется со своими функциями, то ли китайцы много культурнее нас, но шансов быть ограбленным там практически нет. Разве что будете свой навороченный телефон или толстый кошелек показывать каждому встречному проходимцу - тогда вас обворуют. И тем не менее китайцев не отнесешь к чересчур законопослушным гражданам. Известно, например, что в Поднебесной запрещены азартные игры. Но на деньги в карты или кости играют везде, не обращая внимания ни на туристов, ни на зевак, ни на полицейских. Говорят, что в Китае запрещена проституция, но «куню» вам могут предложить и в гостинице, и на улице, и на дискотеке - вне зависимости, стоит по соседству полицейский или нет. Так что кое в чем Россия и Китай похожи. Правда, в Китае нет ни казино, ни игровых автоматов, ни их навязчивой рекламы, а если вы отказались от услуг «жрицы любви», от вас тут же отстанут. Поделись улыбкою своей... ...и она к тебе не раз еще вернется! Именно эту песенку я вспоминал каждый раз, когда... Да практически всегда! Если некоторые из нас воспринимают представителей иной расы с неприязнью, а то и с враждой, то за речкой Черного Дракона отношение к нам поразительно доброжелательное. К вам никогда не подойдет развязный молодчик с обрезком арматуры и отсутствием намека на интеллект в глазах и не скажет что-то вроде «Че ты сюда приперлась, белая обезьяна?!» Наоборот, вас будут приветствовать словом «Hello!», улыбками на лицах или, если вы путешествуете на велосипеде, как я, автомобильными клаксонами. Едва остановившись по какой-нибудь своей надобности, вокруг себя вы соберете толпу любопытных. Люди интересуются, откуда и куда вы следуете, а когда узнают, что вы, например, на велосипеде едете из Хэйхэ в Пекин, будут совершенно искренне восхищаться вашей самоотверженностью. Вас попытаются накормить, пригласить в гости и вообще положительных эмоций на каждом шагу вам не избежать. Жилище среднего китайца поражает своей простотой и функциональностью. Чаще всего дом крестьянина представляет собой однокомнатную хибару, вдоль стены которой тянется длинный топчан. Вся семья спит вместе, и как им удается заводить детей, в общем-то, загадка. При этом тут же в комнате может стоять домашний кинотеатр, размеру и «навороченности» которого вполне мог бы позавидовать и не самый бедный русский, а во дворе, по соседству с трактором и парой-тройкой мотоциклов, теперь уже не редкость микроавтобус или грузовичок. Китайцы большую часть своего времени проводят вне дома. Поэтому к тому, что и как устроено в их жилище, относятся спокойно. Как они умудряются избежать захламленности дома множеством вещей, я так и не понял. Возможно, просто не покупают ничего лишнего. Если вас пригласили в дом, хозяин постарается накормить гостя. Мне удавалось отговориться, сославшись на пост, но сделать это трудно - в Китае культ еды, причем еды вкусной и полезной. Мне всегда доставляет удовольствие наблюдать, как на крохотной кухоньке священнодействует кто-нибудь из членов китайской семьи. Только что из холодильника был извлечен кусок мяса или добрый сазан, а через несколько минут три-четыре роскошных блюда уже поданы к столу. У нас дня не проходит, чтобы телевидение или газеты не рассказали о преступлениях родителей в отношении собственных детей, а китайцы искренне любят не только своих, но и совершенно посторонних детей.Чудно, ей-богу! Может быть, именно поэтому даже одинокий путешественник-иностранец может не беспокоиться за свою безопасность в этой большой, чужой, непонятной, но такой близкой и родной стране. Дороги Дорога в Китае и дорога в России - это, как говорится, две большие разницы. Не знаю, кто именно перерезал ленточку на трассе 202 «Хэйхэ - Харбин», но едешь с большим комфортом, чем по любой автодороге России, включая трассу Санкт-Петербург - Москва. А вот ленточку на федералке Чита - Хабаровск перерезал наш президент, он же открыл на ней «сквозное рабочее движение», но ездить по этой трассе я бы не рекомендовал ни на велосипеде, ни на автомобиле, если дорогостоящая техника является вашей собственностью. Дорога в Китае - это крупнейшее предприятие, призванное содействовать перемещению товаров и услуг внутри страны и за рубеж. Туда-сюда снуют небольшие грузовички и огромные трейлеры, перевозящие свиней и коров, стройматериалы, сою, тракторы, запчасти к ним. Нелишним будет отметить, что практически все автомобили - китайского производства, за рулем китайцы, а перевозят они китайскую продукцию или дешевое сырье из России. Большинство вновь построенных дорог в Поднебесной - платные. Через каждые 50 - 80 км (чаще всего вблизи городов) устроены пункты оплаты за проезд. Она сравнительно велика (30 - 50 юаней или 110 - 180 рублей для рейсового автобуса или трейлера), но качество покрытия того стоит. При этом никому и в голову не придет взимать плату за проезд там, где существуют неудобства, связанные с ремонтом, объездами и так далее. Покрытие на совсем уж современных дорогах - бетонное, на более «пожилых» - асфальтовое. Интересно, что бетон на дороге заливается и выравнивается вручную, а высыхает под слоем влажных тростниковых матов. Насколько долговечна такая дорога, судить не возьмусь, но качество подготовки насыпи и подушки под твердое покрытие впечатляет. Работа на автотрассах не прекращается - всегда кто-то убирает мусор, сажает цветы на обочине или ухаживает за деревьями, посаженными вдоль дорожного полотна. Дороги в Китае напоминают украинские, молдавские или грузинские: если трасса обустроена давно, на ней легко скрыться и от пронизывающего ветра, и от палящего солнца. Лесопосадки защищают окрестности и от пыли, и от шума. В Китае не ждут, когда выбоина на дороге превратится в солидных размеров яму - мелкий ремонт проводится сразу. А если китайцы решили провести капитальный ремонт какой-либо дороги, они подходят к этому просто с ужасающим размахом. На трассе от Чанчуня до Шеньяна наблюдал капитальный ремонт дороги на отрезке километров так в 150. Картина была похожей на ту, что можно до сих пор видеть на «готовой» трассе Чита - Хабаровск. Разница лишь в том, что у нас работает примерно 100 единиц дорожной техники, а у них только экскаваторов по меньшей мере в три раза больше. Поэтому неудивительно, что наши рабочие обещают открыть полноценное движение не ранее 2008 года, а китайцы сдадут свой участок к весне будущего. При кажущейся безопасности движения в Поднебесной водителю стоит глядеть в оба. Есть на китайских дорогах «страшный зверь» - велосипедист. Невозможно предугадать, куда и когда он свернет. Каждый раз норовит повернуть именно тогда, когда вы его обгоняете, причем всенепременно пересечет ваш путь. Для него нет разницы, кто может оказаться сзади - безопасный российский велопутешественник или смертельно опасный китайский самосвал. Он смотрит исключительно туда, куда едет. Поэтому, едва завидев велосипедиста на дороге, китайские водители начинают сигналить: «Я тут! Повороти башку, если вздумаешь сворачивать!» Терпеть китайских велосипедистов еще можно, если бы они временами не пересаживались на маленькие тракторы с огромными прицепами. И в этом случае «велосипедисту» наплевать, кому он пересекает дорогу. Последняя трагедия с гибелью и увечьями наших туристов вблизи Хэйхэ была связана именно с таким горе-трактористом. Правила дорожного движения в Китае, к сожалению, находятся в зачаточном состоянии. Даже если на роскошный «хайвэй» выходит небольшой проселок, перед таким пересечением будет стоять знак «равнозначный перекресток». Конечно, со стороны грунтовки честь по чести установят знак «уступи дорогу» с соответствующим иероглифом для «шибко умных» трактористов. Но толку от таких знаков все равно нет никакого. Поэтому если придется вам рулить по дорогам Китая, не расслабляйтесь! Бензин Во время своих голодных велопутешествий я обратил внимание, на каких автомобилях доставляют потребителю российскую нефть и ее производные. Оказывается, на западе России самый популярный бензовоз - белорусский МАЗ. Ему в затылок дышат подержанные «Мерседесы», «Вольво» и «Скании», а замыкают список отечественные КамАЗы. У восточных рубежей страны российский бензин норовит «кататься» на подержанных «праворуких» «Исудзу» и «Хино» и отчасти на отечественных «старичках». Основной розничный продавец бензина - группа «Альянс», не представлена на западе. В Хабаровском и Приморском краях начинается строительство сети заправок компании «Роснефть». В западных регионах страны конкуренция значительно сильнее - «ТНК-ВР», «Сибнефть», «ЮКОС», «Роснефть» содержат великолепные современные заправки, но перевозят топливо в основном на бензовозах западных марок. Совсем другая картина в Китае. Большинство бензозаправок принадлежат госконторе «PetroChina», значительно реже встречается логотип «Sinopec» и совсем мало - иных. Но как бы заправка ни называлась, бензин и соляру к ней подвозят исключительно на китайских бензовозах самых разнообразных марок и размеров. Опора в основном на собственные силы позволяет этим компаниям содержать автозаправки не только по всему Китаю, но и в США. И даже участвовать в разработке российских месторождений нефти и газа. При этом «PetroChina» является четвертой компанией в мире по запасам нефти и газа. Именно она будет участвовать в транспортировке наших энергоносителей в Поднебесную. А «Sinopec» участвует в разработке месторождения «Сахалин III». Автопарк В отличие от наших властей китайское правительство стремится развивать собственное машиностроение. Плоды такой политики налицо: с китайских дорог полностью исчезли автомобили старых типов, те, что были построены по советским проектам в пятидесятых годах. За все время пребывания в стране на мои глаза попался всего один КамАЗ и лишь несколько японских грузовиков. Весь прочий грузовой автопарк - это китайские «Фотоны», «Ауманы», «Фавы» и так далее. По всей стране разбросаны сервисные центры и небольшие мастерские. Собственное крупное автомобильное производство дает работу миллионам китайцев. Одни делают машины, другие их ремонтируют. При всем этом китайские грузовики явно превосходят наши ЗИЛы и КамАЗы по эксплуатационным показателям. Их пока нечасто встретишь на наших дорогах, но, думаю, такая ситуация продлится недолго. В отличие от грузового автопарка легковые автомобили более разнообразны. Каждый крупный мировой автопроизводитель построил в Китае свой завод полного профиля или цехи по сборке автомобилей из комплектующих. Поэтому встретить можно «Бьюик» и «Додж», «Хонду» и «Хьендай». Однако больше всего в Китае «Фольксвагенов» и «Тойот». Именно на автомобилях этих марок ездят китайские полицейские и чиновничество. Те, что рангом пониже, - на фольксвагенах «Пассат» или «Сантана», те, что повыше, - как и у нас, на «Лэнд-Крузерах». Правда подавляющее большинство автомобилей и этих марок сделаны в Китае. И сделаны, судя по всему, неплохо - остовы автомобилей на свалках не найдешь. Неожиданно часто можно встретить нашу «Ниву» и ВАЗ-2105. ВАЗу по уму стоило бы построить свой завод где-нибудь в Харбине, чтобы качать «золотой» юань.

Возрастная категория материалов: 18+