Анатолий Коненко входит в тройку мировых лидеров! Изнурительно кропотливому ремеслу он отдал много лет, но известность пришла только в последние два года благодаря двум передвижным выставкам. К нам приехала одна из них - насчитывающая около трехсот экспонатов. На них то и дело посягают с пачками денег разные коллекционеры, однако не все продается. На вопросы «Амурки» об удивительном мастере отвечает менеджер нашумевшей экспозиции Миляуша Усманова. - Посетители воспринимают микроминиатюру как чудачество, и очень немногие понимают - для чего нужен этот вид искусства? - С одной стороны, оно показывает, что человеческие возможности безграничны, а с другой - это демонстрация высоких технологий. За рубежом такие мастера работают в основном в области технического направления, а у нас - зрелищного. Анатолий Коненко мечтает возродить то духовное начало, которым в старину славились русские умельцы. Ведь сколько известно исторических фактов, когда наши мастера давали фору за границей, поражали своими золотыми руками. Поэтому сегодня тем более обидно, что мы ничего о них не знаем. - В России Анатолий Коненко непревзойденный виртуоз в своем деле? - Звание лучшего мастера доказал двумя шедеврами - «Подкованная блоха» и «Караван верблюдов в игольном ушке», которые есть на выставке. Работы такого уровня способны сделать только три мастера во всем мире. - Знаменитая история из книги «Левша» получила второе рождение? - Сказку, придуманную Николаем Лесковым про тульского мастера, которому удалось подковать блоху, еще раньше воплотил в жизнь другой умелец - Николо Сядристый. На Руси было много мастеров-виртуозов. Образ, созданный в книге, собирательный. Как ни странно, представление о «левше», будто у него лучше развита левая рука, ошибочно. В переводе с древнерусского это слово означает «мастер на все руки». - Книга рекордов Гиннесса, конечно, не обошла вниманием автора выставки? - За самую маленькую книгу в мире, размер которой 9 на 9 миллиметров (это повесть Чехова «Хамелеон»), мастер занесен в Книгу Гиннесса в 1996 году. Кстати, микроминиатюрные книги в творчестве Коненко стали одним из ведущих направлений. Помимо печатных страниц с текстом, который вполне можно читать с помощью лупы, есть еще иллюстрации. Чтобы издавать такие «диковинки», мастер сделал печатный станок. Все миниатюрные книги имеют жесткий переплет, а по корешку сшиваются иголочкой кактуса и нитками тутового шелкопряда. Причем Анатолий Иванович сам от начала и до конца занимается производством. Он и техник, и художник, и дизайнер. Его книги выходят тиражами от 30 до 99 экземпляров каждая. - И все-таки, как ему удалось подковать блоху? - Технологию Коненко искал семь с половиной лет! Блоха настоящая, в лапках просверлены дырочки на доли микрон и приставлены золотые подковки. Это одна из тех работ, где для твердости руки и точности пальцы мастера двигались лишь между ударами сердца. Кстати, за работой умелец выглядит так, будто уснул. Во время творчества без единого движения «левше» приходится проводить по два-три часа. - Известнейшие живописные картины, такие, как «Сватовство майора» Федотова или «Карнавал Санкт-Петербурга» Шемякина, на выставке представлены в миллиметровых размерах. Как они создавались? - Каждая изображена на пластине из кости мамонта обычной акварельной краской и кисточкой в две-три волосинки из хвоста белки. Причем каждый он волосок затачивал под микроскопом. Главное - рассчитать скорость мазка и количество краски на кисточке. 12 лет Коненко вырабатывал собственную уникальную технологию. Сегодня ему подвластно создать копию картины любого художника буквально за месяц. - Где в России можно освоить искусство микроминиатюры? - Единственная школа микроминиатюры и художественного мастерства создана Анатолием Ивановичем в городе Омске для одаренных людей. Обучаются в ней бесплатно. Коненко говорит так: «Если из 200 человек хотя бы один станет мастером, значит, я не зря прожил жизнь».

Возрастная категория материалов: 18+