Все началось с «Семиклассников» Она пришла в кино в пятнадцать лет. Шел 1938 год. Классик советского кинематографа Яков Протазанов, создатель знаменитой «Бесприданницы», за три года до войны снял фильм «Семиклассники» - ленту, полюбившуюся молодому зрителю. В одной из главных ролей - Лидия Драновская. Это было шумное начало. Среди актрис ее поколения, начавших свой путь в кино почти одновременно с ней (Л. Шагалова, Н. Мордюкова, И. Макарова), Драновская была не самой популярной. Однако и в сердцах зрителей, и в истории кино она занимает свое особое место. Потом, уже после войны, она снималась у Вс. Пудовкина в фильме «Жуковский», у Рошаля в «Римском-Корсакове», но имя ей принесла комедия Юлия Райзмана «Поезд идет на Восток». Фильм вышел на экраны в 1948 году, в самое неподходящее время для любовных историй. Но рассказ о романе, возникшем между морским офицером и очаровательной выпускницей биофака в поезде по дороге во Владивосток, притягивал к себе зрителей. Толпы осаждали кинотеатры. Лидия Драновская имела огромный успех, она привлекала искренностью, чистотой и наивностью. Однако лента вызвала гнев Сталина и была грубо обругана официальной критикой. Молоденькую актрису подвергли критике Прошло всего лишь три года со дня Победы в Отечественной войне, люди еще хорошо помнили бомбежки, прожитые всеми тяжелые годы. «Поезд идет на Восток» был отдушиной, его смотрели по десять раз подряд. А в стране полыхал террор. Кампания борьбы с космополитизмом была в разгаре. Люди боялись друг друга, прислушивались к шуму лифта и ночным шагам за дверью: газеты постоянно сообщали о раскрытии заговоров антипатриотических сил. Уже были унижены Зощенко и Ахматова, многие поэты и кинорежиссеры, процветал антисемитизм, начали разоблачать «безродных космополитов», скрывающихся под псевдонимами.Расследовалось дело кремлевских врачей. Арестовывали людей, оказавшихся в плену, не успевших эвакуироваться, вернувшихся из эмиграции, репрессированных в 30-е годы, имеющих родственников за границей. Как рассказывал режиссер фильма Райзман много позднее, Сталин во время просмотра картины раздраженно заметил: «Я сойду на следующей станции». И ушел из просмотрового зала. Фильм обругали. Молоденькая Лидия Драновская была подвергнута оглушительной критике. В наши дни, спустя почти 60 лет, эту ленту время от времени показывают по телевидению. Фильм совсем не кажется устаревшим. Игра Лидии Драновской и Леонида Галлиса вполне современна и точна. Драновская привнесла в комедию жизненную правду и трогательную чистоту чувств. И она, и ныне покойный Леонид Галлис (он долгое время играл на сцене театра имени Ермоловой) были живыми и искренними. Лицо Лидии Драновской стало знаком наступления новой жизни в кинематографе. В то время эталоном женской красоты считались Любовь Орлова и Марина Ладынина. Она же была совершенно другой. Может быть, именно это и раздражало «вождя всех времен и народов»? О ней заговорил Нью-Йорк Но кинематографическая судьба Драновской была сломлена. Ее изредка еще снимали: то в «Нахлебнике» по Тургеневу, то в фильме «Мирные дни», но неудачи уже преследовали ее. Актриса высокого вкуса и чувства собственного достоинства даже в те времена - суровые сталинские и застойные брежневские - жила и творила. Человек удивительной скромности, интеллигентности, не имеющая практичности, напористости, пробивной силы, Драновская снималась в массовках, дублировала западные ленты и пятьдесят с лишним лет числилась в труппе многострадального Театра киноактера, никому не досаждая и ничего не требуя. Ее громкая слава после фильма «Поезд идет на Восток» в конце 40-х - начале 50-х годов со временем отошла в прошлое. В 1993 году в Нью-Йорке в Музее современного искусства проводили неделю русского кино. На фронтоне здания музея висел огромный портрет Лидии Драновской - в трогательном берете, в локонах по-домашнему взбитых волос. Шел фильм «Поезд идет на Восток». Достать билет было невозможно. Толпы американцев осаждали кинозал. Американские критики и киноведы спрашивали у своих коллег из России о Лидии Драновской. Но тогда никто о ней ничего не знал: ее имени нет в энциклопедиях театра и кино, она не имеет никаких званий, не выступает со сцены с воспоминаниями, не пишет мемуаров. О ней многие забыли, и она сама не имела никакого понятия о том, что в американских журналах появилось ее лицо как символ русской актрисы, выжившей, несмотря на жестокий сталинский режим. «Вино из одуванчиков» как освобождение от иллюзий В 1997 году режиссер Игорь Апасян решил снять фильм по повести Рея Брэдбери «Вино из одуванчиков» с Лидией Драновской в главной роли старой миссис Бентли. Режиссер задумал фильм о доброте, любви и сострадании. Решить эту задачу и был призван образ бабушки и юных персонажей фильма. Драновская спустя полвека вновь появилась на экране и вновь поразила своим высоким и безупречным мастерством. Миссис Бентли когда-то была юной, теперь она показывает детям колечко, которое носила в детстве, маленькую гребенку, которой когда-то расчесывала волосы, свою детскую фотографию. И понимает: сознание детей сковано, они не могут представить себе, что тоже станут стариками. Рано или поздно молодость освобождается от собственных иллюзий. Но в этом освобождении всегда заключена какая-то тоска и боль, и у юности еще нет слов для выражения этой боли. И высшая мудрость взрослых - почувствовать молчаливое страдание взросления. Лидия Драновская играет смерть миссис Бентли с невероятной силой, в основе мастерства - интенсивность тонов, градация оттенков. Она удивительный аналитик самых иррациональных состояний. Жизнь без кино Годом позже актриса вышла на сцену ЦДРИ на вечере, устроенном в ее честь. Впервые в ее сложной и несчастливой актерской жизни. И зал долго аплодировал ей. Каким-то таинственным образом она сохранила свое очарование и свои жизненные силы. Прирожденная кинематографическая актриса, она в сущности прожила жизнь без кино, но в отличие от других своих коллег, Лидия Драновская навсегда останется в истории мирового кино как актриса, чей экранный облик как бы возвестил в нашей стране начало нового времени и то, что внутреннюю свободу чувств нельзя погасить. Я знаю Лидию Дмитриевну не только по фильмам, но и в жизни. Она не считает себя звездой. Лидия Драновская - настоящий труженик сцены и экрана. Общаться с ней истинное наслаждение. У нее поразительная судьба, сильная воля и любовь к жизни. В последнее время ей очень трудно - здоровье уходит. Она мужественно борется с тяжелыми последствиями инсульта, случившегося два года назад, с трудом передвигается по квартире и не теряет надежды поправиться, еще что-то сыграть. Она сохранила светлый ум и огромный интерес к жизни. Я верю, что столь пронзительная судьба актрисы не оставит равнодушными журналистов, режиссеров, и когда-нибудь будет написана книга или снят фильм о жизни Лидии Драновской - одной из самых ярких и загадочных актрис двадцатого века.

Возрастная категория материалов: 18+