Сдача общественно-культурного центра постоянно сдвигается. Обещать его открыть - все равно что гадать на кофейной гуще. Еще четыре месяца назад работа кипела на объекте, даже хотелось верить, что «Амурская осень» и на самом деле пройдет в его стенах. А в июле здание, готовность которого оценивается на 80 процентов, вновь законсервировали. Как на прошлой неделе писала «АП», сейчас центр отапливается и охраняется в ожидании нового генподрядчика. В среду судьбу многострадального объекта обсуждали за круглым столом в редакции «Амурской правды» чиновники, строители, представители культуры, общественности и предпринимателей. К сожалению, депутаты облсовета не откликнулись на наше предложение присоединиться к дискуссии. Сдать ОКЦ теперь не только дело чести, это политический вопрос. «Бастилия» неоднократно становилась предвыборной разменной монетой, поводом для скандала и разборок. «Стройка двух веков» еще долго не будет сходить с полос местных газет и экранов ТВ. Сюда с завидной периодичностью водят на экскурсию заезжих федеральных чиновников, однако «Бастилия» до сих пор остается лишь строительным объектом. Александр Галич, директор ГУП Амурской области "Строитель": - На сегодняшний день сметная стоимость объекта 682 миллиона рублей, уже освоено 364, необходимо еще более 300. ГУП «Строитель» должен подрядчикам за выполненные работы 68 миллионов рублей, в том числе только «Динии» - 65. Если бы не прекратили финансирование, то к Дню города успели облагородить территорию и сделать Малый зал. Вот уже четыре месяца работы на центре не ведутся, у китайских строителей закончились визы, и они уехали. Сейчас готовится новый конкурс, который и определит генподрядчика. Наше предприятие как заказчик объекта обязано сохранить здание. Заключены договоры по охране, теплоснабжению, водоснабжению, обслуживанию. По нашим расчетам, за отопительный сезон (с октября по апрель) на это уйдет около четырех миллионов рублей. Их будет изыскивать областной бюджет. Виктор Прохоров, заместитель начальника областного департамента архитектуры и строительства: - Стройка замерла, когда на сессии облсовета из-за депутатской проверки было принято решение о приостановке финансирования объекта. Пока шли разбирательства, наступила зима. Кстати, эти четыре миллиона легли бы на плечи генподрядчика, он бы продолжал строить и оплачивал расходы. Есть такая поговорка: благими намерениями вымощена дорога в ад. Цели могут быть благородными, но выбрана неправильная форма - приостановить финансирование и строительство. Можно было проверять, не прекращая работы. Для Амурской области этот объект уникальный. Да, материалы дорогие, но мы, извините, строим не курятник, а учреждение культуры, которое в будущем станет лицом нашего города, области. Посмотрите за реку - как разросся Хэйхэ! А наш долгострой, который более 20 лет стоял на берегу Амура, как гнилой зуб, я по-другому не называю. Вот это было лицо Благовещенска! А если откроем общественно-культурный центр, если он будет соответствовать мировым стандартам по технической оснащенности, думаю, жители города и области нам только спасибо скажут. Александр Галич: - Когда в область приезжал Герман Греф, он осматривал стройку 40 минут. Как только вышел из машины, удивился и сказал: «Наконец-то я на Дальнем Востоке увидел единственный хороший объект. Здесь будет чем гордиться». Министр пообещал выделить 50 миллионов в будущем году. Да в советские времена за строительство таких уникальных объектов представляли к награде - на государственную премию. А у нас политические интриги плетут... Михаил Геращенко, исполнительный директор ООО "Диния": - Кстати, известный московский архитектор Владимир Сомов, построивший в России немало театров, получил премию Юнеско за разработку этого проекта! При возобновлении строительства мы с ним связывались, и он был очень рад, что не снесли здание, в которое было вложено столько души. А «Диния» планирует участвовать и в новом конкурсе. Алексей Самарин, директор Амурской областной филармонии: - Переоценить значение общественно-культурного центра просто невозможно. Концерт примадонны российский эстрады Аллы Пугачевой показал, что техническое оснащение областной филармонии - это на сегодняшний день как барабан шамана первобытных времен. Наша аппаратура 1991 года производства морально и физически устарела. Если мы действительно уважаем амурчан, то нужно заниматься организацией их досуга - это одна из задач власти. Филармония - за продолжение строительства. Самое главное, на мой взгляд, коней на переправе не меняют. Честно говоря, нам, как получателю объекта, будет обидно, если сменится подрядчик. Мы нашли с «Динией» общий язык по оснащению центра. Если придет другой подрядчик, придется договариваться заново. Меня удивляет одно: кому-то показалось, что стройка идет неправильно, и сразу нашлись люди, которые должны понести ответственность. Сейчас тоже налицо нерациональное использование бюджета. Почему же мы не можем назвать тех людей, по чьей вине несем необоснованные затраты? В конце концов, все это из карманов налогоплательщиков. Лев Танаков, президент Амурской торгово-промышленной палаты: - Этот центр давно должен быть построен и запущен. С точки зрения экономики, предпринимательских структур - это действительно нормальный объект. Но окончательную стоимость вы не назвали: разве 300 миллионов - это весь остаток? Я не политик, но раз приходят и говорят, что нужно 100 миллионов, завтра еще 100, послезавтра еще 50, - возникает вопрос: а сколько всего нужно? Вы бы посчитали и озвучили итоговую цену. Тогда, я думаю, облсовет давно бы проголосовал и утвердил смету расходов. Александр Галич: - Проблема в том, что стройку начинали в 77-м году еще прошлого века. За это время изменились СНИПы, нормы. Поэтому в процессе работы на таком громадном объекте в любом случае будут вноситься корректировки. Раньше, чтобы подключиться к теплу, нужно было заплатить 400 тысяч рублей, сейчас - уже пять миллионов 360 тысяч. В проекте эти деньги не заложены. Не значится в проектно-сметной документации фонтан, но ведь мы хотим, чтобы возле центра было красиво... Лев Танаков: - Здесь приводили в пример Хэйхэ, я видел генплан застройки этого города. Так вот, его разрабатывали лет 15 назад. Но сейчас, где был на макете нарисован сквер, приезжаешь и видишь - сквер. И здание именно такой формы, как в плане. Для этой цели и существуют проектировщики, которые должны думать и предусматривать на годы вперед. Виктор Прохоров: - Если бы мы пошли собирать все согласования и расчеты, то до сих пор не начали бы достройку центра. Например, пришлось переложить теплотрассу по ул. Шимановского в связи с новыми требованиями «Амурэнерго», что привело к удорожанию строительства. Но мы это сделали. Пришлось заменить диаметр водопровода... Ну и что? Михаил Геращенко: - Нет такого понятия, как текущие цены. Мы говорим о миллионах рублей, а вся проектная документация, сборники рассчитаны в стоимости 2001 года. Потому и идет увеличение расходов. Материал и оборудование постоянно дорожают. Кресло в смете заложено по 200 рублей! Оборудование еще нужно привезти из Москвы. Те же топливо, транспортные расходы, электроэнергия обещают подорожать. Все это войдет в стоимость объекта. Павел Кошеленко, корреспондент газеты "КоммерсантЪ" в Амурской области: - Мне, которому столько же лет, сколько и «Бастилии», кажется, что верно подметил Лев Николаевич: депутаты все равно будут муссировать вопрос, понадобятся ли дополнительные средства. В то же время, как говорил Леонид Коротков, выступая перед облсоветом, можно отстроить красивое здание, но повесить дешевые шторы. А ведь все должно быть на уровне. Но там, где будут расходы, наверняка появятся сомнения и мысли, что эти деньги можно пустить на зарплату бюджетникам и решение социальных проблем. Обидно, что в Хабаровске есть дворец «Платинум арена». Но там есть и артель старателей «Амур». Жаль, что наш бизнес не может взять на себя эти расходы. Александр Галич: - Чтобы удешевить стройку, хотели продать на аукционе часть помещений на первом этаже - для бара, ресторана. Торги проводились четыре раза, давали объявления и в местных СМИ, и в Новосибирске, Якутске, Хабаровске, Владивостоке. Но желающих не нашлось. Пришлось отдать площади областной филармонии, а мы рассчитывали на эти деньги. Между прочим, только на объявления потрачено порядка 200 тысяч рублей. Больше аукцион проводить не будем. С сегодняшним шатанием депутатов - то ли дадут деньги на стройку, то ли нет - никто из коммерсантов не пойдет покупать площади. Когда объект будет на 98 процентов готов, тогда бизнесмены и заинтересуются. Лев Танаков: - Правильно вы говорите. Зачем вкладывать деньги, если неизвестно, когда центр начнет работать: через пять лет или 15. По-моему, сейчас оправдываться не надо. Нужно искать пути, как найти деньги, и как можно быстрее запустить стройку. Алексей Самарин: - По самым примитивным расчетам, только на оборудование для двух залов понадобится 75 миллионов (кстати, везде требуют предоплату 100 процентов), изготовят его только через четыре месяца, еще месяц будут везти и два устанавливать. Виктор Прохоров: - Надеемся на помощь Грефа, на обещанные 50 миллионов. Конкурс определит организацию, которая погасит долги, а также будет работать за счет своих средств. Эти условия оговорены в контракте. Один из критериев отбора победителя - каждый должен указать, в какой срок сможет закончить строительство объекта. С генподрядчиком бюджет будет рассчитываться потом. Если победит серьезная организация, то уже к 2007 году можно сдать объект. Выбирать генерального подрядчика будет конкурсная комиссия, в которую входят четыре депутата облсовета: Синьков, Корнеев, Горевой, Хахин. Мы их специально пригласили, чтобы не было недоразумений. Лев Танаков: - Может, акции и облигации выпустить, чтобы помочь стройке? Алексей Самарин: - Прибыли общественно-культурный центр давать не будет. Мы просчитывали, сколько учреждение сможет зарабатывать. Концертный зал филармонии сейчас занят 15 дней в месяц. Даже если учесть, что в Малом зале центра будем показывать кинофильмы, без дотаций областного бюджета не обойтись. Но такая же ситуация и в настоящее время: на 50 процентов нас финансирует казна региона, 50 - зарабатываем сами. И это нормальное явление - культуру должны поддерживать власти. Зато Большой зал будущего центра позволит нам сделать билеты доступнее для населения. Филармония, конечно, может перейти на самовыживание, но для этого нужно будет сменить профиль: вместо культуры заниматься бескультурьем. Думаю, все поняли, что я имею в виду. ...Около часа участники круглого стола говорили о возможных путях решения проблемы. Вспомнили и о наших «идейных» долгостроях - мосте через Амур и второй взлетно-посадочной полосе благовещенского аэропорта. Но это, как отметили приглашенные, промышленные объекты. Недостроенный центр - социальное учреждение. Возможно, у Приамурья не будет больше возможности обзавестись таким объектом. Культура уже давно финансируется по остаточному принципу. Сегодня вынужденный простой в строительстве приносит новые убытки, это шаг назад.

Возрастная категория материалов: 18+