Рок-н-ролл в гипсе Иногда в качестве «учебного пособия» она прокручивает видеозапись того знаменательного спектакля для начинающих актеров. - Валерия Вячеславовна, - сомневаются молодые дарования, - а где же гипс? - Он под джинсами, вам не видно! Запомните, ребята, древнее правило: неявку актера на спектакль извиняет только смерть. Слушаю Шевченко и думаю: а ведь верно. Личный пример убеждает более всего. Могла бы сразу отказать благовещенскому режиссеру Константину Кучикину, который прикатил тогда в столицу БАМа с желанием поставить «Прощай, овраг». - Мне сейчас впору принимать участие в пьесе «Прощай, театр», - могла бы заявить она в ответ на его предложение о сотрудничестве. - Я только что родила дочь и прибавила в весе тридцать килограммов. Промолчала. Точно так же через год, а именно в девяносто девятом, не сказала «нет», когда остро встал вопрос, кому вести театр, заниматься не столько творческими, сколько административно-хозяйственными нуждами. Понимала, театр без нее не выживет. Надеялась, что для нее эта должность - временная. Видела себя только режиссером. С 1993 года лишь постановками и занималась. Кстати, на БАМ Шевченко ехала тоже временно - не больше чем на неделю. - Но эта неделя, - усмехается Валерия, - растянулась на двенадцать лет. Зимой валенки нужней, чем веер - Чем вас держит Тында? - интересуюсь я. Мы сидим в кабинете директора театра. Ежусь от холода, а Валерия - ничего, бодрая. - Нашла здесь свою любовь. Муж - коренной бамовец. Все строилось, создавалось при нем и с его участием. Он фанатик БАМа. Даже не могу заикнуться о переезде. Хотя меня постоянно приглашают на родину, в Хабаровск, предлагают хорошую работу. Вижу, что мерзнете, а я привыкла к холоду. Наш Дом культуры «Гилюй» отапливается, но странным образом. Сейчас, например, в кабинете только десять градусов. А в декабре выше семи не бывает. Очень пикантно, знаете, в зимний период играть классику и веерами обмахиваться! Когда подбираем репертуар, актеры обступают меня тесным кругом и умоляют: «Давайте возьмем зимнюю пьесу. Там будут телогрейки, валенки, ушанки!» Не сразу я приноровилась к бамовским морозам, - в глазах Валерии сверкают искры. - Пять лет перед БАМом работала в Болгарии. От Хабаровска до Софии - 10000 км Полюбить театр Валерии было предначертано самой судьбой. Родилась на южном Урале в Орске, не где-нибудь, а на улице имени Станиславского, великого советского режиссера. Произошло это радостное событие 20 августа, а первого сентября открылся театральный сезон в местном театре, и малышка оказалась за его кулисами. Проводила среди веселого гомона артистического бомонда большее время суток. Дело в том, что ее мама, Лилия Макаровна была актрисой... Валерия недавно нашла свое письмо, написанное в девятилетнем возрасте: «Я обязательно буду актрисой». Сколько себя помнит, в любых компаниях была заводилой, очень контактной и любознательной. Много читала и заучивала наизусть. По характеру - борец, всегда могла постоять не только за себя, но за других. Заканчивая школу, она не мучилась сомнениями, в какой вуз поступать. Хабаровский институт культуры дался ей легко. Повезло с преподавателем режиссуры и мастерства актера. Переписывается и общается с Геннадием Перкулимовым до сих пор, ежегодно поставляет ему студентов-заочников. После вуза работала в хабаровском Доме учителя. Знакомые военные однажды попросили почитать лекции на тему «Культура и общение». А потом предложили поработать в дружественной тогда стране в кабинете психологической разгрузки в научно-исследовательском институте при Министерстве обороны. В Софии Валерии поначалу было тяжело из-за незнания языка. Но она приложила максимум усилий и через два года говорила превосходно на болгарском. - Наступило смутное время, - вспоминает Валерия, - социализм рушился, пришел дикий капитализм. Людей увольняли, появилась масса безработных, растерянных, сбитых с толку. Острее всего эти проблемы принимали к сердцу мужчины, а не женщины. Повалил толпами «сильный» пол к русской «префектной». - Что это означает? - Признание, что я освоила болгарский язык в полной мере. Одинаково качественно не только говорила, но и писала. Валерия даже побывала в роли консультанта в одном из столичных театров. Там решили поставить «Ревизора» - но, так сказать, обновить, создать элементы эротики, иначе трактовать текст пьесы. Она решительно выступила против: «Не стоит поднимать руку на великого Гоголя. Оставьте все, как в оригинале». Как ни странно, прислушались, отказались от модернизма. И ничуть не проиграли. Всю Болгарию объездила тогда Валерия. Много появилось друзей. С некоторыми из них она созванивается до сих пор. Воспоминания о той «пятилетке» греют ее душу и поныне в застуженном кабинете или на промозглой сцене. Не уехала бы оттуда, может быть, никогда, но трагедия в семье заставила вернуться домой. После собралась опять в Болгарию (на руках был паспорт двойного гражданства), да решила завернуть в Тынду, где когда-то проходила студенческую практику, проведать знакомых. На недельку... Вместо студии - казино Беседовать с Валерией Шевченко очень сложно. Непрерывно звонят телефоны: то служебный, то сотовый, то оба одновременно. Входят и выходят из кабинета люди с просьбами и проблемами, требующими немедленного разрешения. Вопросы сыплются как из рога изобилия: «Когда будут деньги на костюмы? Когда репетиция? Куда ставить реквизит?» Директор ведет себя как боксер на ринге, в постоянной готовности отразить удар. На некоторые вопросы отвечает мгновенно, на другие просит с ответом подождать. И опять возвращается к нашему разговору. О своем театре, похоже, она готова говорить сутками. - Во мне постоянно борются два начала, две профессии -директора и режиссера, - сокрушается Шевченко. - Идет борьба за выживание театра, и оба моих начала не могут остаться в стороне. У актеров мизерные зарплаты, нет многих вспомогательных цехов. Поэтому наши лицедеи делают все своими руками. Кто шьет, кто вяжет, кто клеит, кто молотком стучит. Шевченко подает мне справку, подготовленную для мэрии. Заглядываю в листок и вижу, что цифры, называемые Валерией наизусть, совпадают с теми, что на бумаге. Выстрадала она этот документ. В этот момент в ней говорит директор: - Убедитесь сами. В первом театральном сезоне мы подготовили шесть спектаклей, за сезон показали их 58 раз. Зрителей было четыре с половиной тысячи. А в седьмом сезоне - уже 13 спектаклей (семь детских и шесть для взрослой аудитории). Показано 128 раз, посмотрело более 14 тысяч зрителей. Чувствуете, какой качественный и суммарный рост у нашего театра? Тем не менее все чаще на начальственных постах раздаются голоса о том, что в Тынде театр не нужен... Голос Валерии слегка дрожит. Это не вяжется с ее обликом уверенной в себе женщины. - Два года назад мы ездили на Дальневосточный фестиваль региональных молодежных театров в Хабаровск и получили там «Специальный приз». У меня была молодежная студия. К нам ходили студенты, рабочие, домохозяйки. Городскому бюджету это не стоило ни копеечки. Мы ставили поэзию Серебряного века... Сейчас этой студии нет, поскольку негде стало заниматься. Помещение, в котором мы репетировали, отдали под казино. Перед нами в этом году властями поставлена цель: главное - деньги!Зарабатывайте любой ценой. Сколько раз объясняла чиновникам: плоды наших усилий будут заметны не сразу, а потом, через годы, когда повзрослеют наши юные зрители. Очень важно, чтобы дети знали не столько Симпсонов и Гарри Поттеров, сколько русских богатырей, Ивана-царевича и Василису Премудрую. Ведь герои наших сказок несут в себе гуманистическое начало. Стыдно уходить - Сами пишем пьесы на злобу дня, - продолжает Виктория Вячеславовна. - Показывали сказку о коварной спичке. Был у нас случай: мама ушла в магазин на полчаса, а дома начался пожар. Мальчик-первоклассник накрылся одеялом и задохнулся... Для детей лучше получить полезную информацию не из лекции, а когда сказочные герои попадают в критические ситуации. Дети это очень хорошо запоминают. Сейчас выпускается написанная нами сказочка «Наш друг Светофор Светофорович». Из названия понятно, что речь о правилах дорожного движения. В прошлом году на гастролях в Алдане зрители стоя аплодировали нам последние пятнадцать минут спектакля «Бельведер» о бомжах. «Значит, не зря живем, творим, играем, если спектакли нашего театра волнуют сердца людей», - казалось мне, сейчас скажет Валерия Вячеславовна. Но не сказала. Промолчала из скромности. - Мне стыдно бросать эту работу и переходить на другую, более спокойную и денежную, - призналась она в конце нашего разговора. - Столько людей я приняла в театр, устроила, обнадежила... Это было бы нечестно по отношению к ним. Она недаром работала психоаналитиком. Люди верят ей. Был такой случай: выпускник, игравший в молодежной студии, заявил: «После школы пойду учиться на актера». «Не мужская это профессия, - стала отговаривать парня Валерия. - По нынешним временам вообще пропащая». Через год он принес диплом об окончании ПУ. «Автослесарь -мужская профессия? - поинтересовался он у оторопевшей Валерии Вячеславовны. - А вот теперь я поеду поступать в ГИТИС». И ведь поступил, уже заканчивает последний курс. А она уйдет?.. Откуда она взялась такая, подумалось мне тогда. Болгария, что ли, законсервировала в ней добрые чувства? Или, наоборот, эти кристаллы добра окрепли под воздействием бамовских морозов? Сейчас, когда честность и порядочность осмеяны, культивируются ложь и обман, хамство и наглость, вдруг на стылой тындинской земле сохранился столь редкий человек, который пытается отогреть души других, окоченевших от сегодняшней жизни.

Возрастная категория материалов: 18+