Ректор АГМА профессор Владимир Доровских: Учебники должны стоить один рубль

В Петропавловске-Камчатском прошло заседание совета ректоров Дальневосточного федерального округа. От Амурской области участие в нем принимал председатель совета ректоров Приамурья, ректор АГМА профессор Владимир Доровских.

О том, какие вопросы обсуждали руководители вузов, Владимир Анатольевич рассказывает читателям «АП»: - Такого сплетения актуальных для вузов проблем и вопросов, пожалуй, еще не было. Мы говорили об обеспеченности кадрами вузов Дальнего Востока и особенно - кадрами высокой квалификации, о перспективах выпускников высших учебных заведений. Собственно, о том, с чего всякий раз начинает работу и наш, амурский, совет ректоров: нужна программа перспективного развития региона. Чтобы знать, куда, в каком направлении мы будем идти, как развиваться в ближайшие 30, 20 или хотя бы 10 лет. А в зависимости от этого и ставить задачи перед образованием: через пять лет понадобится такое-то количество врачей, учителей, юристов, инженеров, экономистов и так далее. К сожалению, никто из выступавших не сказал, что в Якутии или в Хабаровске такие программы уже разработаны и они могут готовить кадры в строгом соответствии с будущим развитием региона. В Приамурье такого документа нет, поэтому мы имеем перекосы в подготовке специалистов: то у нас все экономисты, то юристы... Кстати, в выступлениях приводились любопытные цифры. Например, сегодня в регионе всего 3% студентов - будущие врачи. А вот инженеров технических специальностей, оказывается, в вузах Дальнего Востока сегодня готовится 60%. Всех приятно поразил этот факт, пока не уточнили - вузы, готовящие технических специалистов, также выпускают юристов и прочих непрофильных специалистов. Все они вошли в эти 60%. Потому не случайно на совете обсуждали вопрос о том, чтобы вернуться к профильному преподаванию в высших учебных заведениях. Если это железнодорожный вуз, то он должен готовить железнодорожников. Сегодня многие университеты вынуждены в ущерб себе ориентироваться на специалистов какого-то определенного профиля. Выпускники не возвращаются в родные места, несмотря на заключенные одно- двусторонние договоры. И никто за это ответственности не несет. Вот почему ректоры Дальнего Востока в своем итоговом документе очень жестко поставили вопрос, чтобы вернуться к практике распределения выпускников: или каждый должен отработать там, где он необходим, или заплатить за свое обучение. Дальневосточный регион по остепененности вузов (то есть по количеству докторов наук, кандидатов) имеет показатели ниже средних по России. Одна из причин - возраст людей, работающих в вузах. В основном преподают вчерашние выпускники, которые только-только набираются опыта работы, а также люди, умудренные знаниями, но преклонного возраста. А вот среднего звена - от 30 до 50 лет, самых работоспособных, которые многое умеют, знают и многому могут научить, - нет. Причиной тому - те самые реформы, которые проходили в образовании последние годы. Совет дальневосточных ректоров вынес предложение: необходимо разработать систему целевой подготовки кадров для высших учебных заведений через аспирантуру вузов Сибирского и Центрального округов за счет централизованного выделения средств. Предложили мы также увеличить командировочные расходы для этих целей, так как нынешние вызывают смех: если на выделяемые деньги уехать в Москву, то вернуться будет не на что! А ездить аспирантам, докторантам нужно обязательно! Для обмена опытом, для работы в библиотеке при написании своей кандидатской или докторской. Высказались мы и по поводу мер морального и материального стимулирования - их также нужно обязательно разработать. Ведь если, как говорит наш президент, в 2007 году младший научный сотрудник будет получать тысячу долларов, то сколько же в этом случае заработает профессор? Если все те же 10 - 12 тысяч рублей, как сегодня, то кто же тогда пойдет в профессора? Все так и будут сидеть младшими научными сотрудниками. Был сделан интересный анализ заработной платы профессорско-преподавательского состава по вузам Дальнего Востока. Оказывается, она колеблется от 7,3 до 14 тысяч рублей. Вот такой большой разрыв в одном только регионе. Амурская область в этом списке посередине - у нас 11,4 тысячи. Зато по зарплате преподавателей без ученых степеней мы лидеры - у нас получают 5,6 тысячи рублей, в Хабаровске - 4,3. Очень остро стоит вопрос по издательской деятельности и обеспечению учебной литературой студентов и преподавателей. Из-за дороговизны необходимые книги трудно закупать в полном объеме: если учебник только по одному предмету стоит 300 - 500 рублей, то сколько нужно средств, чтобы обеспечить ими студентов по всем предметам? А ведь есть еще и обязательный перечень учебной литературы, которую мы должны приобретать. По баснословной цене! Считаю, учебник должен быть доступным и стоить один рубль! Вот тогда наши выпускники привезут с собой к месту работы настоящую библиотеку. Этого у нас никто давно не делает. А на местах для молодого специалиста в лучшем случае газету выпишут. Но этого ведь недостаточно! На совете ректоров создали комиссию по развитию кадрового потенциала вузов Дальнего Востока, в нее вошел и я. Кстати, мое выступление по поводу того, что с 2008 года преподаватель любой дисциплины, не имеющий педагогического образования, не будет иметь права и, соответственно, лицензии для работы со студентами, для многих коллег стало чуть ли не сенсацией. Хотя такой документ уже есть, но пока о нем вслух никто не говорит. А побеспокоиться стоит. Наступит 2008 год - и что, придется срывать учебный процесс в вузах или вообще их закрывать? Мы в АГМА эту проблему уже начали решать: у нас преподаватели учатся. 50% за свое обучение платят сами, 50% - академия. Конечно, это тяжело для преподавательского кошелька, но ведь министерство только громко продекларировало свои намерения, а ни рубля на эти цели не выделило! Обсуждали дальневосточные ректоры правила поступления в высшие учебные заведения. Сегодня на всех уровнях говорят о том, что эксперимент с ЕГЭ не удался и огромные средства потрачены впустую. Поэтому ректоры говорили, что должна быть многовариантность отбора абитуриентов и вуз сам должен решать, как лучше это делать. Через олимпиады, иные формы, но чтобы они давали жителям нашего региона возможность получить высшее образование, и именно на Дальнем Востоке. Отток населения и без того у нас очень большой: только за последние пять лет выехало 340 тысяч человек. А если молодые люди уезжают учиться на запад, то на восток они уже вряд ли вернутся. Свои предложения и решения ректоры дальневосточных вузов изложили в итоговом документе. Будем надеяться, что они не останутся только на бумаге.

Возрастная категория материалов: 18+