Фильм, который способен изменить ваше представление не только об окружающем мире, но и о самих себе. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый - месяц Гуляет в голубой траве. Сергей Безруков получил Государственную премию за исполнение роли Сергея Есенина на театральных подмостках. Сергей Есенин за свои творения получил признание, цветы, любовь красивых и умных женщин, алкоголизм и страшную смерть. Вживаться в такую роль равносильно добровольному прыжку с многоэтажки. Великий поэт был страшным человеком: страшным в поступках, в отчаянной решимости, в отсутствии тормозов. И именно таким он предстает нам в многосерийном фильме, назвать который сериалом не поворачиваются голосовые связки. Сначала была книга. Художественное произведение о жизни поэта Сергея Есенина, хорошего и плохого, в условиях своего времени, выше которых он был. Книгу написал отец Сергея Безрукова Виталий, перелопативший, по его же словам, несчетное множество архивных документов и включивший воображение в режим самой активной работы. Главное, что искал автор, - истинная причина смерти Есенина. Виталий Безруков, как и герой фильма, заставивший подполковника Хлыстова расследовать давно забытое дело, ни на секунду не сомневался: Сергея Есенина убили. Самоубийство - всего лишь легенда для масс, которые с участием приняли эту ложь. Мол, Сергей Александрович человеком был неуравновешенным и спирт потреблял неумеренно. Кумир убил себя, но стихи его остались. То, что случилось в гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года, это загадка. А загадки для того и существуют, чтобы их разгадывать, даже если ответ скрывается в крови, смерти и странгуляционных бороздах - так называется след от веревки, остающийся на шее у висельников. В реальности действительно существовал следователь Хлысталов, пытавшийся раскрыть тайну смерти Есенина. И он сделал выводы, которые не могут не заинтересовать рядового гражданина, запутавшегося в собственной жизни и поэтому живущего общепринятыми категориями. А вот и нет. Конечно, это способ прославиться. Никому же не придет в голову расследовать убийство какой-нибудь торговки рыбой, совершенное сто лет назад. Тысячи невиновных людей получают сроки, душегубы пытаются имитировать самоубийство жертвы, а подкупленные судьи стучат молотками. Если дело касается сверхпопулярной персоны, тут можно строить даже фантастические версии. Но если Есенина все-таки убили, это важно знать наверняка. Как говорит один из героев фильма: «Самоубийство - это трусость. А Есенин трусом не был никогда». Небо - как колокол, Месяц - язык, Мать моя - родина, Я - большевик. Сергей Есенин жил в страшное и непредсказуемое время. Но это время целиком и полностью принадлежит ему. Невозможно представить безумно талантливого поэта в наши дни - скорее всего он быстро превратился бы в среднестатистического пропойцу с бутылочкой «Кносса» в дрожащих гениальных руках. 2005 год, наверное, тоже будут называть страшным временем. Те, кто течет в этом отрезке Большой Реки, не замечает ее двойного дна, пока не попадет в водоворот. Многим этого удается избежать. Есенину не удалось. Фильм начинается с анонимного письма. Оно приходит следователю Хлыстову, и он обнаруживает в конверте одну фотографию погибшего поэта. Сыщика играет, и очень убедительно, Александр Михайлов, совсем недавно приезжавший в Благовещенск на «Амурскую осень». Какая-то странная сила заставляет Хлыстова заняться расследованием общеизвестной трагедии, и параллельно нам показывают жизнь Сергея Есенина. И в этой жизни столько счастья и грусти, что хватило бы на всех обделенных. «Есенин» преподносит удивительное количество сюрпризов. Константин Хабенский - Лев Троцкий. Вот это да! Андрей Краско - Иосиф Сталин. Ух! Гоша Куценко - Яков Блюмкин. Наконец-то! И таких примеров очень много. Внутри этого калейдоскопа вращается потрясающе талантливый Безруков, и рифмы срываются с его губ, как будто именно актер, а не давно почивший поэт их сочинил. Золотые кудри дрожат на холодном московском ветру, женщины сдаются без боя и мужчины впадают в отчаяние. Отчетливо виден и круг знакомств Есенина. Имажинисты, из которых вырос внушительный пласт русской поэзии, все-таки нашли возможность предстать перед будущими поколениями. Через многосерийный фильм к нам приходят Мариенгоф, Пастернак и Мандельштам. Откуда нам знать, какими они были? Фотографии и биографии - всего лишь блеклая тень настоящих людей. Кино есть отличный способ прицепить образ к имени. Все знают, что Шерлок Холмс выглядит, как Василий Ливанов. Теперь мы знаем, что Сергей Есенин - копия Сергея Безрукова. И наоборот. Поэт пишет стихи, пьет горькую и покоряет миллионы сердец. Власть всеми способами пытается извлечь из его светлой головы максимальную пользу, установить контроль и устранить любую исходящую опасность. Поэт упирается всеми конечностями и из-за этого уничтожает самого себя. Сюжет прост и вечен, но что нам от этого? Нас просто увлекает фильм, в который продюсеры вложили деньги, актеры - мастерство, а Сергей Есенин - свое огромное и звучное имя. А с ним и Галина Бениславская, и Айседора Дункан, и российская императрица, и бесчисленное множество людей, ставших известными поневоле. А как же: жили в одно время с божьей дудкой, как называл себя сам Сергей Александрович. И не надо показывать нам, что Сергей Есенин противился существующему режиму. Не надо говорить, что он поддерживал революцию. История, не знающая усталости, умудрилась утомиться от гениальных бунтарей, кричащих в небо невероятно дерзкие и талантливые слова. И те, кто ее читает, тоже. Покажите нам человека, способного на самые отчаянные поступки и не признающего рамок и оков. Покажите нам гения. Покажите нам его радости и несчастья, ту самую боль, о которой обожают говорить эстеты. И нам показали. Все мы яблоко радости носим, И разбойный нам близок свист. Срежет мудрый садовник осень Головы моей желтый лист. «Есенин. История убийства» - именно так называется этот фильм. И вот уже на газетных страницах появляются разгромные статьи, критики вопят, что Безруков переигрывает, а седовласые историки закатывают истерики. Мол, мы все читали, все знаем, здесь историческое несоответствие, здесь автор спустил воображение с привязи, а здесь вообще чушь, бред и сивая кобыла. С Троцким Есенин встречался не тогда, цилиндр набекрень не носил и вообще был спокойный и скромный парень, пишущий на манжетах. А ведь на самом деле плевать хотелось бы на эти вопли. Российское телевидение наконец-то выпустило не просто качественный, а еще и интересный продукт, за который не стыдно. Те же критики с удовольствием обсуждали немыслимые достоинства «Бригады», сериала про то, что жизнь сама заставляет людей становиться убийцами и бандитами. Где главные герои умирают не за что-то, а просто потому что беспредел. Где тот же Сергей Безруков блестяще исполняет роль полуромантичного подонка, любящего собак и способного метко стрелять с двух рук. Вот она, историческая достоверность. Первые серии «Есенина» удивительно гармоничны. И появляется уверенность в том, что остальные будут такими же. А то, что в художественном произведении всегда есть место вымыслу, понятно и ребенку. Наши постмодернисты вообще с удовольствием надели бы на Сергея Есенина костюм аквалангиста, в руки вложили сачок, а в голову - стихи Петрарки. Критики бы сначала задохнулись, а потом зааплодировали, пусть и сухо. Не надо искать в телевизионных художественных фильмах абсолютной документальной правды. Неинтересно будет смотреть. Вряд ли Гамлет убил Полония. Вряд ли Дон Кихот нападал на ветряные мельницы. И уж совсем трудно поверить, что Анна Каренина так долго терпела все свои беды и метания. Но верим ведь, пользуемся цитатами и приводим в пример. Оставьте историю защитникам диссертаций. Или изучайте ее за пыльным столом, не включая старенький телевизор. Все равно соседи за стеной включат свой, чтобы ни в коем случае не пропустить очередной кусочек из жизни любимого поэта, чьи последние строки, по легенде написанные кровью, помогают человеку искренне плакать. Если у России есть душа, Сергей Александрович Есенин заглядывал в нее легко. Нам остаются стихи и кино.

Возрастная категория материалов: 18+