С одной стороны, участники современной российской политической жизни не знают правил игры, потому что они постоянно меняются. Что поделаешь, если президент у нас молодой и активный? Законотворческие инициативы из его администрации сыплются как из рога изобилия. С другой стороны, если присмотреться внимательнее, это не назовешь нестабильностью - хаос находится в рамках порядка. Все идет по плану. Контуры реформы исполнительной власти в регионах Владимир Путин наметил еще в сентябре 2004 года. Тогда, заявив об отмене прямых губернаторских выборов, глава государства назвал желательной такую ситуацию, при которой руководители субъектов Федерации являлись бы представителями партий, победивших на местных выборах. Однако вводить такую систему сразу власти сочли преждевременным. В качестве промежуточного варианта было избрано утверждение губернаторов законодательными собраниями регионов по представлению президента. Списки кандидатов, как известно, сейчас составляются полпредами. Такая система выглядит откровенно кулуарной и непрозрачной, но она обеспечивает более жесткий административный контроль, исключая попадание на губернаторские кресла случайных людей. Отмена прямых выборов глав регионов сразу стала поводом для критики политики Кремля со стороны оппозиции. Упреки эти не лишены оснований, потому что отход от демократических процедур действительно произошел. Единственным оправданием таких мер была и остается террористическая угроза. Укрепление вертикали власти, по мнению президента, необходимо для эффективного противодействия террору. Новый пакет президентских законопроектов, безоговорочно одобренный Государственной думой на этой неделе, призван немного подретушировать назначение губернаторов. Теперь политическая партия, которая по итогам выборов в региональный парламент получила наибольшее число депутатских мандатов, будет вправе инициировать рассмотрение предложения президенту о кандидатуре губернатора региона. Возвращение к демократии на местах? Не тут-то было. Партия-победительница сможет всего лишь предлагать свою кандидатуру наравне с кандидатами, которых порекомендует президенту полпред. То есть последнее слово в любом случае остается за главой государства. И здесь начинается самое интересное. Предположим, что выборы в Амурский областной Совет произойдут не в 2009 году, а, например, в 2006-м. Если «Единая Россия», усиленная столичным начальником, не успеет мобилизоваться, то победу снова может одержать неподконтрольный Кремлю избирательный блок. А если представить, что выборы выиграла «Родина» или ЛДПР? С трудом верится в одобрение президентом их кандидатуры на пост губернатора. Логика подсказывает, что утверждаться будут кандидаты только от таких партий, которые удовлетворяют определенным требованиям. В пояснительной записке к новому закону сказано, что такая система повысит роль политических партий в формировании органов государственной власти субъектов России. Только было бы правильнее заменить множественное число на единственное - «роль политической партии». Ведь если реально оценивать нашу партийную систему, ни о какой многопартийности говорить не приходится. Как и при переходе на пропорциональные выборы в Государственную думу, при введении «партийных губернаторов» в выигрыше пока остается только одна партия - «Единая Россия». На этой неделе она усилилась еще и тактически. Один из главных идеологов партии, бывший руководитель администрации президента господин Медведев, назначен вице-премьером Правительства России. А на его место пришел другой «медведь» - экс-губернатор Тюменской области господин Собянин. Заметьте, не коммунист и не правый, а «единоросс». Повышение получил и министр обороны господин Иванов - он тоже стал вице-премьером. Таким образом происходит усиление силового лобби, которое уже в течение шести лет является основной опорой нынешней властной элиты. В то же время приход в Правительство Дмитрия Медведева, человека из «ближнего круга» Владимира Путина, говорит о неудовлетворительном характере работы кабинета министров. Видимо, есть опасения, что премьер-министр Михаил Фрадков и его теперь уже бывший зам Александр Жуков самостоятельно не справятся с реализацией президентских национальных проектов. «Завалить» эту мощную пиар-кампанию Кремль не имеет права, поэтому нужен контролер и ответственный исполнитель. А господин Медведев уже сейчас фактически возглавляет Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, созданный 21 октября сего года. Он не подведет. Назначение «единоросса» Сергея Собянина главой администрации президента хорошо вписывается в реформу «партийных губернаторов». Ведь списки кандидатов в главы регионов будут поступать от полпредов именно к нему, а уже потом - ложиться на стол президента. Тюменский губернатор - человек проверенный. Он был вторым (после Приморского главы Сергея Дарькина), кто в самом начале 2005 года поставил перед президентом вопрос о доверии ему как губернатору, то есть принял новые «правила игры» сразу и безоговорочно. Поэтому его заметили и повысили. Итак, Госдума 14 ноября, приняла в первом чтении закон о «партийных губернаторах». Он стал логичным продолжением одного из тезисов апрельского послания Владимира Путина Федеральному собранию:«Предлагаю внести на обсуждение Государственного совета России вопрос об уточнении нового порядка наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации. В качестве кандидата на этот пост президентом страны мог бы предлагаться представитель победившей на региональных выборах партии». Так что скоро российские регионы станут парламентскими республиками. Напомню, именно эта форма правления действует в ФРГ, где некоторое время служил Владимир Путин. Не исключено, что реформа региональной власти - лишь первый шаг к превращению всей России в парламентскую республику, где будет одна сильная партия и назначаемый ею премьер-министр.

Возрастная категория материалов: 18+