15 - 17 ноября состоялись переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию, которые в рамках встречи министров стран АТЭС провел в Южной Корее министр экономразвития Герман Греф. Прорыва в интеграции с ВТО, правда, не произошло - по самым оптимистическим оценкам, присоединение произойдет не раньше 2007 года. Что ж, для экономики Амурской области это не так уж и плохо - есть время увеличить производственный потенциал для грядущей серьезнейшей конкурентной борьбы. Безусловно, крупным и значимым событием уходящей недели стал визит президента Владимира Путина в Японию. Накануне его рабочей поездки в Токио на Дальнем Востоке ощущалась определенная напряженность, связанная со спорным вопросом о Курилах. К счастью, никаких кардинальных перемен не произошло - в результате переговоров президента и японского премьера г-на Коидзуми стороны остались при своих мнениях. Ключевой дальневосточный вопрос для современной России - это строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Нашей стране необходим выход на азиатский рынок углеводородов. В русской нефти одинаково сильно нуждаются и Китай, и Япония, поэтому экономисты из нашего правительства поддерживают между этими странами конкурентную борьбу. В то же время и Страна восходящего солнца, и Поднебесная хотят за счет постройки ВСТО хотя бы частично решить свои территориальные проблемы. Грубо говоря, они строят свою политику так: мы будем покупать вашу нефть и даже поможем строить трубопровод, но вы должны вернуть спорные острова. Напомню, Китаю год назад это удалось. 14 октября 2004 года во время визита в Пекин президент Владимир Путин подписал соглашение с правительством КНР о передаче южному соседу двух островов на Амуре - Тарабарова и Большого Уссурийского. На недавних переговорах в Токио, как сообщает агентство Франс Пресс, также шла речь о возможной передаче Японии двух Курильских островов - Шикотан и Хабомаи. Однако японская сторона настаивает на возвращении всех четырех островов, включая Кунашир и Итуруп. Как говорится, все или ничего. Для того чтобы охладить амбиции Токио, перед поездкой президента в Японию состоялся китайский вояж премьер-министра Михаила Фрадкова. В начале ноября в Пекине он заявил: «Мы еще раз подтвердили желание, строя нефтепровод из Восточной Сибири на Тихий океан, предусмотреть ответвление на Китай». Более того, по сообщению ИТАР - ТАСС, часть трубы должна пройти от Тайшета до Сковородина с последующим разворотом на китайский Дацин, куда планируется ежегодно прокачивать по тридцать миллионов тонн нефти из общей экспортной мощности «дальневосточной трубы» в восемьдесят миллионов. Так что Приамурье сейчас находится практически в центре внешнеэкономической интриги, которая и затягивает окончательное утверждение плана постройки ВСТО. Пока нельзя сказать точно, кто вложит больше инвестиций в этот проект и получит больше российской нефти - КНР или Япония. Но зато можно утверждать, что на этом фоне в некоторой мере увеличилась внешнеэкономическая активность нашей областной власти. 11 ноября в Благовещенске прошли переговоры губернатора и делегации правительства сопредельной провинции Хэйлунцзян, а вчера Леонид Коротков, по следам Германа Грефа, отправился в Южную Корею. Правда, к сожалению, азиатским «драконам» интересны главным образом природные ресурсы Приамурья. Возможно, эта ситуация изменится к лучшему после создания на Дальнем Востоке особых экономических зон (ОЭЗ). В них будут регистрироваться только производственные или технико-внедренческие предприятия. На бизнес-форуме в Токио президент Владимир Путин привлек к будущим дальневосточным зонам внимание японских предпринимателей. «Мы постараемся разместить здесь свободные экономические зоны», - заявил глава государства. К сожалению, пока Правительством России не принято конкретного решения о создании ОЭЗ в Амурской области.

Возрастная категория материалов: 18+