- Исходя из специфики региона, на месте лучше известно, каким дисциплинам необходимо уделить более пристальное внимание, - поясняет ведущий специалист областного департамента образования Елена Конищева. - Например, близость к Китаю диктует необходимость изучения китайского языка. А в сельской местности считают важной биологию. Региональный компонент позволяет подготовить выпускников, сведущих именно в тех науках, которые наиболее полезны в народном хозяйстве области. Отведены часы и на краеведение. Молодежь должна знать свой край, его историю, культуру. Как сказала Елена Николаевна, в этом учебном году в области был разработан новый единый стандарт регионального компонента. В начальной школе на него выделен один учебный час в неделю. Педагоги могут вести любой из пяти таких предметов, как риторика, иностранный язык, маленький и большой читатель, информационно-коммуникативные технологии или азбука экологии. С пятого класса на вариативную часть отведено уже на час больше. Кроме того, в обязательном порядке школьники должны изучать краеведение. В 5 - 6-м классах - историческое, 7-м -литературное, в 8-м - географическое и в 9-м -экологическое. Это достаточно стройная система в школы принесла очередную сумятицу. - Много лет главным предметом регионального компонента была экология, - описывает ситуацию Анна Акименко, заведующая информационно-методическим центром Благовещенского управления образования. - За это время были разработаны и растиражированы специализированные учебники, атласы, подготовлены специалисты. И теперь все это стало ненужным. Учителя лишились дополнительных часов, а школьники - одного из самых популярных экзаменов. И те, и другие спрашивают: почему все отменили? На очередное «почему» отвечает Елена Конищева: - Практика показала, что на экологию отведено необоснованно много учебного времени. Некоторые темы повторяют курсы биологии, химии, географии. Тогда как на другие предметы часов катастрофически не хватало. Об этом, кстати, говорят сами учителя. Мы не отказываемся от экологии полностью. Но дети должны учиться не только этому. Введение новых предметов ставит перед школой множество новых проблем. Учителя могут вести уроки только при наличии утвержденных программ. Их приходится создавать сейчас. Чтобы обучать школьников эффективно, учитель сам должен быть в теме. Конечно, в педуниверситете будущие педагоги изучают и историю Приамурья, и творчество местных литераторов, но, как показывает опыт, этих знаний недостаточно. Наконец, нужны соответствующие учебники, поскольку одного учительского слова для усвоения материала мало. Над литературным учебным пособием еще работают. Совсем недавно был издан учебник по географии Приамурья. Казалось бы, лучше всего обстоит ситуация с историческим краеведением: за лето - осень появилось сразу два учебника («АП» об этом писала). Но не все так просто. - Когда было принято решение о введении исторического краеведения в 5 - 6-м классах, - поясняет Анна Акименко, - в свет сразу же вышел учебник Сергея Бердника. На каждую школу Благовещенска было выделено по два экземпляра. Но выяснилось, что с существующей программой учебник не совпадает. Учитель может варьировать содержание факультативного предмета до 30 процентов. Вот учителям и предложили - варьируйте так, чтобы удобнее было учебник использовать. А затем коллегия департамента образования решила не рекомендовать учебник Бердника для работы в школе. Вскоре появился второй, созданный группой преподавателей БГПУ. Авторы - специалисты в области исторического краеведения, обладатели ученых степеней, потому данное учебное пособие получило рекомендацию. Только проблема в том, что написано оно для учащихся 7 - 9-х классов. А как быть пятиклассникам? - Можно ли использовать «Историю Амурской области» в пятом классе? - спрашиваю я уже Ирину Федорову, одного из авторов этого учебника. - Можно. Но только учителю. Ребенок этого возраста наш учебник не прочитает. Многое ему будет непонятно: термины, ссылки на события российской и мировой истории, которые он не изучал. Пятикласснику нужен яркий, богато иллюстрированный учебник с текстом, больше напоминающим увлекательную книжку. Мы создали абсолютно не такое пособие. Но самое главное - содержание учебника совершенно не синхронизируется с общим курсом истории. А это уже нарушение закона об образовании.Историческое краеведение изучает и новое время, и XX век. Дети же в пятом и шестом классах проходят лишь древний мир и средние века. В облдепартаменте образования согласны, что структура регионального компонента оказалась не идеальной: - Сегодня мы проводим анализ ситуации, изучаем мнение учителей, и вполне возможно, что со следующего года историю Приамурья будут изучать только в старших классах, - говорит Е. Конищева. Итог разговора ясен: на ошибках учатся. В данном случае проблема замечена достаточно быстро (ту же экологию внедряли лет пять, пока не поняли, что в таком объеме это не надо). Но целый учебный год для ребят уже потерян. Сегодня пятиклашки мучаются с несоответствующими учебниками, а потом, придя в седьмой класс, начнут изучать то же самое сначала. Впрочем, заглядывать на такой большой срок, как два учебных года, не стоит. За это время опять что-нибудь изменится.

Возрастная категория материалов: 18+