Исконная любовь русского человека к быстрой езде, похоже, перестала восприниматься как часть менталитета: глава государства дал команду решить наконец «дорожную проблему». Отметив при этом, что пора бы взяться и за повышение культурного уровня -не допускать «хамства на дорогах, бравады и лихачества». Как следует из отчетов сотрудников ГАИ, главная причина аварий в Приамурье - несоблюдение автомобилистами правил дорожного движения, в том числе скоростного режима. По статистике, за 10 месяцев текущего года в нашей области было зафиксировано 1168 так называемых учетных ДТП - с пострадавшими. В авариях погибли 20 человек и 1440 получили травмы различной степени тяжести. Лишь немногие из почти полутора тысяч потерпевших обратились за компенсацией ущерба, причиненного их моральному и физическому здоровью. Пойди туда, не знаю куда Впрочем, причина бездействия пострадавших кроется отнюдь не в беспечности. Утвержденные на правительственном уровне правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев авто по сути направлены только на разрешение конфликтов между автомобилистами. Пострадавшие в ДТП пассажиры зачастую остаются за бортом справедливого решения вопроса. Вот один из многочисленных примеров. «Водитель такси при проезде нерегулируемого перекрестка не уступил дорогу транспортному средству, имеющему преимущество при проезде» - стандартная фраза из справки по дорожно-транспортному происшествию. Далее следует информация о характере увечий одного из пассажиров, получившего резаную рану правой руки, синяки и ссадины по всему телу. К слову, эти данные занимают меньше места, чем сведения о пострадавших в аварии машинах. В документе аккуратно, с детальной точностью воспроизведены автомобильные «травмы», по которым страховщики будут рассчитывать выплаты. В оформленном позднее постановлении сказано: «в результате ДТП пассажиру были причинены телесные повреждения, причинившие легкий вред здоровью». Инцидент исчерпан. Надеясь на справедливое решение вопроса, искалеченный пассажир направляется в компанию, где застрахован виновник ДТП. Пишет заявление о страховой выплате. Взамен получает длинный список документов, которые необходимо представить, чтобы уповать на справедливость. Протягивая листок, специалист по урегулированию претензий компании замечает: - Видите, здесь написано, что вы должны представить заключение медико-социальной или судебно-медицинской экспертизы о степени утраты трудоспособности. Спешу вас предупредить, что ни одна инстанция в Благовещенске этими вопросами не занимается. «Дыра» в законодательстве. Представители одной из страховых компаний Благовещенска пытались разобраться в проблеме, когда один из сотрудников сам пострадал от правовой неразберихи. Оказалось, в утвержденных правительством правилах обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств ничего не сказано о том, кто должен заниматься экспертизой и по каким критериям следует определять степень утраты трудоспособности. Инстанции перекладывают ответственность друг на друга, а страховые компании - на инстанции. В итоге требование о возмещении утраченного дохода остается без ответа. Четверть миллиона за человеческую жизнь Как рассказала заместитель директора по страхованию компании, занимающий в нашей области лидирующие позиции в ОСАГО, Любовь Бутковская, за время работы «автогражданки» амурским филиалом было произведено 40 выплат при причинении вреда здоровью и жизни пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Суммы компенсаций колеблются от 800 рублей до 87 тысяч. - Основные выплаты приходятся на погребение погибших в результате ДТП, на покупку лекарственных препаратов пострадавшим, на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, - рассказывает Любовь Иннокентьевна. - Последний рассмотренный нами страховой случай - когда в автокатастрофе погибла пассажирка. У женщины остались несовершеннолетние дети. Причиненный ущерб компания будет возмещать путем регулярных выплат. Суммы этих выплат складываются из сложнейших расчетов, зависящих от возраста ребенка, дохода кормильца и других факторов. Если в результате ДТП человек становится инвалидом, ему (в случае представления соответствующих бумаг) выделяются средства на покупку инвалидной коляски, на санаторно-курортное лечение. Практика показывает, что доказательства, которые помогают добиться выплаты компенсации пострадавшим, приходится собирать иногда до года и долее. Порой конфликтующие автомобилисты не соглашаются с решением сотрудников ГАИ, определяющих степень ответственности за ДТП его участников. В этом случае документы направляют в суд. Однако на сроках выплат компенсаций пострадавшим это не сказывается. В декабре текущего года на рассмотрение правительства Минфин планирует направить поправки в Закон об ОСАГО. Изменения, в частности, коснутся лимитов ответственности страховщиков в части вреда жизни и здоровью потерпевших. Согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», лимит страховой суммы, по которой возмещается причиненный вред жизни и здоровью, в настоящее время составляет 240 тысяч рублей для всех потерпевших. Предлагается установить его на этом уровне для каждого пострадавшего в ДТП. Сейчас максимальная сумма, в пределах которой страховые компании возмещают за причиненный вред - 160 тысяч рублей на одного человека. Однако о таких компенсациях пострадавшие в авариях амурчане пока могут только мечтать. Душевная травма дешевле физической Моральный вред можно возместить только через судебный иск. В таких случаях нарушители неохотно идут «на мировую». Причем предъявляемая истцом сумма ущерба не обязательно совпадет с той, которую судья посчитает достаточной для разрешения конфликта. Денежные претензии пострадавших - не более чем предложение о компенсации. Яркое тому подтверждение - случай в Благовещенске, когда под колесами авто погиб восьмилетний ребенок. На суде его родственники потребовали возмещения морального ущерба - четыре миллиона рублей. Однако суд оценил материнское горе гораздо скромнее - в 300 тысяч рублей. Размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от суммы имущественного ущерба. Как показывает практика, если душевная травма не вызвала нарушений психики пострадавшего, ущерб будет оценен в размере 20 - 30 процентов от материального. Причем, чтобы получить эти проценты, потерпевшему рекомендуется обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей происшествия на его состояние сразу после инцидента. Кроме того, необходимо сохранять все документы по обследованию, чеки и копии рецептов. При оформлении иска адвокаты советуют потерпевшим обосновывать свои требования, переводя размер морального вреда в конкретную сумму. Но цена вопроса для пострадавших не всегда может выражаться в денежном эквиваленте. Есть невосполнимые потери. А потому моральные травмы по сей день остаются самыми ощутимыми и вместе с тем ничего не стоят.

Возрастная категория материалов: 18+