Современный российский режиссер с ужасом читает список фильмов, вышедших в постперестроечный период, и ничего похожего на «По прозвищу Зверь» снимать не хочет. И то верно - кто ж тебя заметит с таким ширпотребом? Бледная тень Великого комбинатора Павел Лунгин в понимании отечественного зрителя режиссер неплохой. Пока другие хватают звезды с небес, он выпускает один за другим качественные фильмы, которые смотрят: «Свадьба», «Олигарх», сериал «Дело о мертвых душах». С выходом на экраны «Бедных родственников», о которых и пойдет речь в сегодняшнем выпуске «Киномании», он получил своих «розовых слонов» - на последнем кинофестивале «Кинотавр» фильм завоевал четыре приза. Причем не второстепенных: Гран-при, призы за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль. В последней номинации победил любимец муз и простых россиян Константин Хабенский, который и исполнил главную роль в «Родственниках». Его герой Эдуард Летов - мошенник. С замашками легендарного Остапа Бендера среди серых и неприглядных просторов провинциальной Украины. Сразу надо оговориться: по внешнему виду и поведению Эдика становится ясно, что его уже неоднократно били. Причем не только ногами. Но любимого дела он не оставляет, а, напротив, затевает очередную сложную махинацию по обману богатых иностранцев с советскими корнями. Проще говоря, устраивает им встречи с родственниками, связь с которыми утратилась еще в младенче-ские годы, а возобновить ее хочется, потому что большие деньги это, в принципе, позволяют. На этой вот прихоти, смешанной с зовом крови, и решает сыграть Эдуард. Он связывается с иностранцами, которые покидали Украину детьми еще во время немецко-фашистской интервенции, и предлагает кому встречу с сестрой, кому визит на могилу родителей. Для этого приходится дать несколько взяток, устроить пару подлогов и потом следить, чтобы все не сорвалось. Дальше начинается старая добрая комедия положений, в которой драма переплетается с юмором так тесно, что конечный результат теряет свою надуманную важность. Наверное, поэтому смазанный конец фильма говорит только об одном: жизнь продолжается, что бы ни происходило. Конечно, повторить успех «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» сценаристу с режиссером не удалось. Ну так и Эдик далеко не великий комбинатор Бендер, хотя Воробьяниновых, Паниковских и Балагановых вокруг него предостаточно. Главный герой «Родственников» - лишь тень Остапа, в нем нет ни его размаха, ни блеска, с которым сын турецкого подданного проводил хрестоматийные аферы. Самое главное - в начале пути Эдуарда интересуют только деньги. О блюдечке с голубой каемочкой, символизирующем тягу к искусству, речь не идет. Свинья в апельсинах как символ семьи Предыдущая комедия Лунгина «Свадьба» была переполнена музыкой и плясками, которые сопровождают веселье с обилием спиртных напитков. Это простой прием, когда автор изображает гипертрофированную тягу русского народа к массовым празднествам с непременным мордобоем. Чтобы у впечатлительного соотечественника выделялась слюна, а у иностранца наблюдалось некоторое вздыбливание волос. В «Бедных родственниках» Лунгин превзошел собственный опыт. Зритель, знакомый с творчеством европейца Эмира Кустурицы, заметит его явственный отпечаток в первой же сцене пьянки-гулянки. Особенно это касается музыкантов, которые стараются не так, будто им заплатили американскими долларами, а так, будто им все это бесконечно близко. Народная музыка прекращает звучать, только если героям очень сильно нужно что-нибудь сказать. Тогда они останавливают народный ансамбль, готовый, похоже, играть несколько суток, если остальные не откажутся плясать. При этом фолк у них получается очень современный - примерно как народные мотивы в исполнении любимого композитора Кустурицы Горана Бреговича. Но это сходство не напрягает, потому что и не должно напрягать. Качественный драйв всегда на пользу фильмам такого рода. Действие построено по той же сумбурной схеме, что и сцены посиделок. Герой Хабенского, как лермонтовский парус, постоянно попадает в бурю, стремясь к покою. Его подопечные оказываются не просто заморскими буржуинами, которым можно подсунуть любую липу. Они чувствующие и способные на действия люди, и все эти эмоции с поступками выходят боком и самому Эдику, и удачному завершению его аферы. Тем более что за ним неотступно следует угрожающая поступь главы местного самоуправления с замашками орангутанга, который в одной из сцен практически распнет главного героя в комнате гостиницы (эту сцену придирчивые верующие еще поставят Лунгину в вину после премьеры). А вообще, братский народ Украины изображен по-доброму. Доброжелательные, милые люди независимо от религиозных убеждений и национальности друг другу зла не желают, просто очень любят деньги. Искренне и беззаветно. Но эта любовь редко бывает взаимной. Поэтому и соглашаются они изображать родственников иностранных граждан или перекапывать могилы собственных родичей. Просто предприимчивый Эдуард знает, как их уговорить. Естественно, что счастье свое они обретут не в его обещаниях, а именно в новых знакомствах. Ничего не подозревающий Эдик в погоне за собственной выгодой самым неожиданным образом устраивает счастье совершенно незнакомых людей. Да и собственное обретает, пройдя через все страдания и опасности. Один из героев фильма держит довольно-таки милую свинью, с которой разговаривает на языке людей и даже кормит ее апельсинами - знает, стало быть, кулинарные пристрастия прирученного парнокопытного. И все семейство обливается горючими слезами в процессе изготовления колбасы из всеобщей любимицы. Также и новоявленные родственники - по мере общения они сближаются друг с другом настолько, что когда открывается истина, они уже не хотят ее знать. Они становятся семьей. Пожилому иностранцу, якобы нашедшему сестру, страшнее возвращаться к былому одиночеству, чем называть сестрой совершенно незнакомую старуху. Бедные родственники бедны не кошельками. Лица провинциального города У Павла Лунгина очень тонкое чутье на подбор актеров. Естественно, что у него есть определенные предпочтения, как и у любого режиссера. Роль переводчицы Регины, например, со всей необходимой страстью исполнила Наталья Коляканова - ей достался образ, противоположный мадам Грицацуевой. И то верно - предприимчивые мошенники тоже поддаются женским чарам, особенно если эти чары везде, куда ни бросишь взгляд. Регина спасает Эдика от верной гибели и одновременно от постоянных метаний, потому что ребенку ясно: никуда она его больше не отпустит, как бы быстро не бежал. Актерский состав «Бедных родственников» не перенасыщен звездами современного российского кино. Во второстепенной роли отчаянной еврейки снялась Марина Голуб, которой эта роль идет куда больше, чем телевизионная полусумасшедшая Семеновна из всеми позабытой передачи. Но главную линию в фильме ведут трое мужчин и одна женщина, которых режиссер удивительным образом распределил по действующим лицам сценария. В первую очередь - Константин Хабенский. Актер давно избавился от всех ярлыков и комплексов и теперь играет спокойно и убедительно. Казалось бы, комедия не его стезя, но и смешить он умеет талантливо. Суть его Эдика не вызывает никаких сомнений. Он несчастлив, но предприимчив. При этом занимается, похоже, не своим делом - мог бы спокойно прожить всю жизнь альфонсом, еще и денег скопить. Тем более что страдания Эдуарда по отказавшейся от него семье, по сыну, который вообще не хочет разговаривать с отцом, смотрятся не очень убедительно. Потому что не привык мошенник Летов возвращаться назад. Две очень заметных мужских роли исполняют Сергей Гармаш и Леонид Каневский. Первый играет еврея-шофера Яшу на пределе собственных физических возможностей. Так искренне с экрана давно никто не орал. Каневский же, известный всему советскому народу по роли майора Томина из сериала «Следствие ведут знатоки», на этот раз выступает в облике уверенного в себе мужчины, который абсолютно точно знает, когда убить человека, а когда пустить ту самую скупую слезу. «Бедных родственников» Россия снимала совместно с французскими кинематографистами. Всему свои причины, но благодаря этому в фильме удалось занять эмигрантку из России Эстер Горентен. Свою первую роль актриса исполнила десять лет назад. Сейчас ей - 95. И это самый убедительный персонаж в картине. Когда она смотрит абсолютно невидящим взглядом с экрана, даже не приходится задумываться, играет она или нет. Потому что это она сама. Если есть в нас какой-то благоговейный ужас перед глубокой старостью, Эстер Горентен заставляет его проснуться. Павел Лунгин снял очень качественное кино. В зрительных залах не так много зрителей: на моих глазах несколько человек предпочли дождаться американской комедии, прочитав буклет. Это очень грустно, потому что не для иностранных любителей кино снял фильм Лунгин. Это, выражаясь банальным языком, фильм про всех нас. Впрочем, самые главные моральные основы нашего существования всегда представляются заезженными и банальными. И удивительно, что кто-то может показать их еще раз так, чтобы не было скучно или тошно. Кстати, кто еще не видел - обязательно посмотрите в ближайшее воскресенье на канале «Россия» в 21.25.

Возрастная категория материалов: 18+