Повышение зарплаты, введение льготной ипотеки, финансовая поддержка творческих учителей - все это должно положительно повлиять на уровень жизни педагогов. Хуже школы лишь крестьянский труд Попробуем выяснить отношение к педагогической профессии тех, кто еще только готовится ступить на этот нелегкий путь. Как относятся первокурсники педуниверситета к будущей профессии? Группе из тридцати человек было предложено оценить по принципу престижности работы пятерых: милиционера, врача, чиновника, фермера и учителя. На первом месте оказался чиновник. С минимальным перевесом (в несколько сотых балла) на второе вышли медики. Обычно их ставят на одну доску с педагогами, но только не студенты БГПУ. Третьими стали милиционеры. И, наконец, на четвертой позиции оказались учителя. Причем отрыв от «призовой» тройки у них весьма большой. Единственное, чем первокурсники не хотят заниматься еще больше, чем работать с детьми, это сельское хозяйство. Лишь несколько опрошенных поставили свою будущую профессию на первое место. Учитель сегодня — это... Кто стоит сейчас между ученической партой и классной доской и сеет доброе, разумное, вечное? По словам директора благовещенской школы N 4 Елены Ковальской, средний возраст учителей в их школе - 58 лет. Учителя среднего и старшего возраста работают стабильно. А вот молодые специалисты постоянно приходят-уходят. В большинстве школ области основу педагогического коллектива составляют зрелые и пожилые люди. - Лично я остерегаюсь брать на работу молодого специалиста, - признается Елена Ковальская. - Если будет выбор, всегда предпочту педагога со стажем, даже если он немолод. Дело не в том, что молодые - плохие. Выпускник вуза или училища в школе наверняка не задержится. Более того, он может посреди учебного года положить на стол заявление об уходе. А дети сильно страдают от постоянной смены педагогов. Учителя со стажем в этом плане гораздо надежнее. Мнение учеников оказалось противоположным. - Пожилые учителя - это люди со сложившимся совдеповским мировоззрением, - считает Олег Федоров, выпускник 2005 года. - Именно его они будут культивировать среди учеников, если не навязывать. - Ты бы захотел поменять опытного педагога на молодого специалиста? Даже по предмету, по которому тебе предстоит сдавать вступительные экзамены? - Да. Между школьными требованиями и тем, чего от тебя хотят в вузе, разница огромная. Лучше самому подготовиться, чем слушать пожилого учителя, который привык работать по старинке. - Молодой учитель лучше понимает проблемы учеников? - А вот это необязательно. Все от человека зависит. Девчонкам не в кого влюбиться В школе N 4 из 56 педагогов на сегодняшний день только один - мужчина. За всю историю школы больше шести мужчин одновременно здесь не работали. Директор считает, что мужчины не работают в школе из-за неудовлетворительного социального пакета. - Представители сильной половины человечества школе крайне необходимы, - считает Елена Ковальская. - Гендерное воспитание играет большую роль. Женщинам трудно воспитать настоящих мужчин. Ликвидация военной кафедры в БГПУ ситуацию ухудшит. Раньше мы хоть как-то выпускников-юношей к себе заманивали. А теперь, пройдя через армию, никто из них в школу не пойдет. Мальчишки-старшеклассники, с которыми я пообщался, согласны с директором, что отсутствие мужчин в школе - однозначно плохо. У женщин совершенно иной склад ума. Некоторые предметы, такие, как история, бществознание, обязательно должны вести мужчины. По мнению ребят, исто женский коллектив - рассадник сплетен и интриг. - А вам, ученикам, какое до этого дело? - Они у себя в учительской друг другу настроение испортят, а потом на уроки идут. Мужчины нужны для разрядки. И девчонкам влюбляться не в кого. Учитель-совместитель В Амурской области в минувшем учебном году более 76 процентов учителей имели высшее образование, незаконченное высшее - около двух, среднее специальное -порядка 20 процентов. В школе N 4 трое педагогов со средним специальным образованием заочно учатся в вузе. Руководство всячески идет им навстречу - поощряет, время сессий оплачивается. У остальных педагогов образование высшее (более чем у 90 процентов). Уровень педагога официально определяется его квалификационной категорией. Здесь восемнадцать учителей имеют первую и четыре - высшую. - Правда ли, что в школах стараются как можно быстрее дать учителям категорию повыше, чтобы хоть как-то поднять уровень зарплаты? - спрашиваю директора. - Мы, конечно, хотим, чтобы наши педагоги повышали квалификацию. Но все зависит от человека. Если молодой специалист работает, старается и у него получается, то он может сразу после первого года подняться с восьмого разряда до двенадцатого (что соответствует второй категории). - Елена Александровна, сколько получает учитель в школе? - Могу в качестве примера привести заработную плату одного из наших педагогов. С классным руководством, заведованием кабинета, проверкой тетрадей выходит 7099 рублей в месяц. Главная составляющая зарплаты - учебная нагрузка, так называемые часы. К примеру, другой учитель, тоже категорийный, получает всего 3848 рублей. Потому что у него 19 часов нагрузки. В городской школе набрать много часов не так просто. Для многих учителей выход - работать совместителем. Если говорить о молодых специалистах, ставка выпускника педколледжа равняется 1472 рублям. Это на тысячу меньше, чем у учителя второй категории... Век назад работники образования гордились своей работой. Учитель был первым человеком на селе и далеко не последним в городе. И отнюдь не потому, что у него карман отвисал из-за толстого кошелька. И у педагогов, и в обществе господствовала уверенность, что именно они создают будущее величие и процветание страны. Они и сейчас стремятся к этому. Только вот ни сами учителя, ни их подопечные в это особо не верят. Нет былого уважения. Нет былой гордости.

Возрастная категория материалов: 18+