Эти вопросы обсуждали за круглым столом в минувшую пятницу гости «Амурской правды»: представители областного Совета, обладминистрации, прокуратуры, налоговых органов, а также руководители муниципальных районов и поселений - те, кому предстоит реализовать новый закон на местах. Валентина Швец: - Мы ждали такой закон, который бы навел порядок в исполнении наших полномочий и расставил все точки над «i». Чтобы было ясно, кто чем должен управлять на своем уровне. Получив его, мы увидели для себя немало проблем. Первое: по новому закону получается, что глава района или поселения в границах своей территории по многим вопросам - не хозяин. Возьмем вопросы земли. Мы говорим: надо зарабатывать деньги, финансовые средства для жизни территории. А земли-то у главы осталось - под постройками да немножко на хозяйственные нужды. Муниципальные образования - не хозяева своих лесов и природных недр. Прежде мы работали с иным подходом: все, что в границах твоей территории, - в твоем ведении. И кто бы ни приехал, любая ведомственная структура должна обязательно посоветоваться с главой района и поселения. Второе: сегодня появилось много структур, которые осуществляют за нами надзор и контроль. И мы то и дело пишем различные объяснения, почему это и то не так. Взаимодействие их на территории законом никак не определено. Если же говорить о сути этого надзора, то люди, его осуществляющие, требуют соблюдение строки закона, не задумываясь вглубь. Например, сегодня встал вопрос обеспечения наших основных объектов (больниц и т. п.) дополнительным энергопитанием. То есть надо иметь свою резервную станцию. Для Серышевского района это расходы в 62 млн. рублей. А где их возьмет глава территории, тех, кто пишет предписания, не интересует. Павел Штейн: - Этот закон всю систему организации власти местного самоуправления поставил с ног на голову. И полномочий у нас поубавилось. Причем таких, которые самым решающим образом влияют на обеспечение жизнедеятельности населения. У органов местного самоуправления на уровне муниципального района изъято право управлять полезными ископаемыми и местными строительными материалами. Что касается угля, золота, руды, это всегда была прерогатива федеральных органов власти. Но когда сегодня аукционы на продажу леса, выдача порубочных билетов, лицензий на разработку местных строительных материалов и квот на отстрел животных осуществляются без согласования с местными органами власти, я считаю, это неправильно. Закон заложил полный произвол по отношению к органам местного самоуправления в вопросах формирования бюджета. Нам всегда говорят, что у нас равный подход ко всем, общая методика. Но я вчера посчитал - средняя бюджетная обеспеченность на душу населения у Москвы в 37,5 раза больше, чем в Амурской области. А между тем по Конституции мы все равны. В Бурейском районе до 2004 года, благодаря тому, что там большая стройка и часть налогов оставалась на территории, удавалось на определенном уровне решать вопросы обеспечения жизнедеятельности, 2006 год на основе этого закона будет полностью провален. И вот здесь мне хотелось бы обратиться к работникам прокуратуры. Исследуйте причину невыполнения закона, не просто констатируйте факт. Давайте, как в песне, от печки... Почему уважаемый Валерий Анатольевич Ефремов представил областному Совету такой бюджет, на основе которого доходы, выделенные Бурейскому району, таковы, что его бюджет на следующий год будет дефицитным на 45 процентов? Тех денег, которые нам областью определены, хватает на заработную плату бюджетникам и платежи жилищно-коммунальному хозяйству - все. Олег Турков: - Считаю, что данный закон все-таки имеет больше плюсов, чем минусов. В законе прописана система, на основе которой становится понятно, кто за что отвечает: полномочия, финансы и соответственно спрос. Закон работает на перспективу. Хотя один из минусов, об этом Павел Семенович сказал, в том, что на его исполнение не хватает денежных средств. За основу сегодняшнего формирования доходной части местного самоуправления берется налог на имущество физических лиц и налог на землю. Так вот, если мы возьмем практику развитых стран, где работает местное самоуправление, то там 60 - 80% всей базы создают эти два налога. Но налог на имущество физических лиц взимается с рыночной стоимости имущества. В недрах Госдумы готовятся подобные поправки в Налоговый кодекс. Сегодня существует парадокс - по городу ездит масса джипов, стоит множество коттеджей, а вы посмотрите, что их владельцы платят в виде налогов. Они, как правило, еле сводят концы с концами, денег у них нет... По концепции, которая сейчас разрабатывается, органам местного самоуправления будет дано право установить налог в диапазоне от 0,1% до 2% от рыночной стоимости имущества. Решится со временем и проблема налога на землю. До 2009 года органы муниципальной власти должны уйти от использования имущества, которое не является необходимым для выполнения их функции. Речь идет о рынках, магазинах, гостиницах. Считаю, что закон надо усовершенствовать и статус государственной власти распространить на муниципальный уровень. Чтобы было три уровня государственной власти: федеральный, региональный (т. е. областной) и муниципальный, а местное самоуправление оставить на уровне городских и сельских поселений. И масса вопросов, о которых здесь говорилось, будет решена. Что же касается того, как мы будем жить по-новому... Областной Совет принял все необходимые законы: Бюджетный кодекс, закон о межбюджетных отношениях, закон о Фонде муниципального развития. Мы ушли вперед многих субъектов и пошли сегодня на эксперимент, отдав 20% транспортного налога муниципалитетам. Но есть огромная проблема - мало при формировании бюджета выделено денег на реализацию полномочий. И это депутаты областного Совета прекрасно понимают. Начнется исполнение бюджета, по итогам первого квартала мы все сделаем, чтобы получить в Москве дополнительные средства и направить их в помощь муниципалитетам. Но сегодня в законе часть полномочий размыта, четко не регламентирована. И наша стратегическая задача - все это нормативно отрегулировать. Чтобы те дополнительные средства, которые придут из Москвы, распределять на основе четких норм и критериев. Валерий Ефремов: - Я хотел бы исполнение 131-го закона просмотреть с точки зрения финансов области. Бюджет на 2006 год в принципе не ухудшился по сравнению с нынешним годом. В текущем году мы имели доходов 17,5 млрд. руб., 2006-м он просматривается на уровне 17,6 млрд. руб. Небольшая прибавка есть. Что на это повлияло? Конечно, в первую очередь изменившееся законодательство в плане налогообложения и распределения по уровням бюджетов. Мы же сегодня делим по уровням - федеральный, субъекта, муниципального образования. Так вот уровень муниципального образования не получил прибавку доходной части. Бюджетом области сбалансированы бюджеты муниципальных образований в среднем на 70%. Некоторые поселения с большей численностью жителей имеют хорошую налогооблагаемую базу, которая обеспечивает их расходы. Хотя есть и такие, которые вообще не имеют доходных источников. На их территориях нет ни фермерских хозяйств, ни совхозов, ни колхозов, нет ничего, даже индивидуальных предпринимателей. Таким территориям приходится помогать. И здесь решаем так: мы работаем все на общий котел, а потом по принципу «равенства и братства», о котором здесь говорили, все свои доходы делим. Думаю, что это справедливый метод распределения средств. Бюджеты муниципальных образований сбалансированы только по двум показателям: обеспечение зарплатой и коммунальные платежи. На другие расходы средств недостаточно, и здесь большой вопрос по исполнению полномочий, которые предписаны муниципальным образованиям. И мы очень обеспокоены тем, как будут муниципальные образования работать в этих условиях. На исполнение полномочий нам не хватает, по некоторым оценкам, порядка 1,5 млрд. руб., а если ужаться, то эта цифра будет на уровне 900 млн. рублей. Олег Турков: - С 1 января мы начнем выполнять полномочия местного самоуправления, денег не хватает. Какие будут действия со стороны прокуратуры, особенно по тем полномочиям, которые официально не закреплены ни федеральными, ни областными стандартами? Валерий Емельянов: - Если говорить о состоянии законности в этой сфере, то в прошлом году было выявлено 600 нарушений бюджетного законодательства по области. В этом году мы уже к тысяче подошли. Валентина Васильевна говорит, что только требования предъявляем. Но мы рекомендуем районным прокурорам работать на местах с руководителями органов местного самоуправления при принятии и исполнении бюджета. Как можно не реагировать, если в этом году у нас около 100 муниципальных образований не приняли бюджет вообще и сделали это лишь по требованию прокуроров, после наших протестов и судебных решений. Примерно треть муниципальных образований приняли бюджеты с нарушением сроков. Мы по этому поводу реагировали и будем реагировать в дальнейшем. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы работаем при обсуждении проектов бюджетов. И есть требования по предельно допустимому дефициту бюджета, которые мы игнорировать не можем. Мы уже неоднократно говорили с представителями областного Совета и администрации - есть требования закона, будьте добры исполнять их. Если нет - выходите в суд, защищайте свою точку зрения, доказывайте свою правоту. Олег Турков: - Конкретизирую вопрос: что будет понимать прокуратура под неисполнением полномочий, например, сельских поселений? Валерий Емельянов: - В зависимости от причиненного ущерба. Ели это правонарушение, предусмотренное Административным кодексом, будет расцениваться как неисполнение административное. Если это повлечет ущерб для населения, придется рассматривать в рамках уголовно-правового законодательства. Будем в порядке статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса решать вопрос о возможности возбуждения уголовного дела. Ирина Герман: - Мы все поняли, что денег муниципалам не хватит. А теперь конкретная статья - благоустройство населенного пункта. У главы есть возможность поставить на нее ноль, десять или сто рублей. Будут ли требования прокуратуры одинаковыми и к нулю, и к десятке, и к сотне? Валерий Емельянов: - Насколько я помню, в законодательстве не стоит вопрос учета в бюджете полностью всех статей расходов. Поэтому будем исходить из каждого конкретного факта. Если дерево упадет кому-нибудь на голову и при этом будет признано, что вы не следите за территорией, это можно расценить как неисполнение полномочий. Павел Штейн: - Я не могу понять вашей позиции! Да, денег нет, но вы исполняйте. Это же нонсенс! На главах поселений лежит ответственность за содержание дорог. Средств в бюджете даже по межбюджетным отношениям областным законом не заложено. Завтра произойдет ДТП. ГАИ признает, что это в связи с неудовлетворительным состоянием дороги, такие прецеденты в области были. А еще, не дай бог, погибнет человек, есть тяжелые последствия. Исходя из логики ваших рассуждений, глава должен идти под суд. Все мы признаем, что деньги ему в бюджет не дали, он не кузнец и не жнец, сам не зарабатывает. Он может только оперативно, честно, грамотно и открыто распорядиться тем, что ему выделил закон об областном бюджете. А он должен отвечать за последствия. Как в этой ситуации быть? Валерий Емельянов: - Я одно могу сказать, что нужно жить по средствам. Я на ваш пример приведу другой. Недавно был в Сковородинском районе и просматривал распоряжения главы администрации. Мне попалось такое: на ремонт школы выделяют 26 тыс. рублей, а на отсыпку песком площадки детского садика - 300 тысяч. И таких моментов, когда не ясно, чем руководствуются при распределении финансовых средств, очень много. Но надо говорить о конкретных ситуациях. Александр Чергун, глава Казанского сельсовета Серышевского района: - Если жить по средствам, от многого придется отказаться. У нас сейчас некоторые жители вынуждены из благоустроенных коммунальных квартир переселяться в деревянные дома, так называемый ветхий фонд. Коммунальные платежи для многих стали просто непосильным бременем. Субсидии распространяются только на социальную норму, а у многих площадь больше. В настоящее время три коммунальные квартиры в селе стоят бесхозные. Нелли Терехова: - Я бы хотела поставить вопрос о готовности органов местного самоуправления и контролирующих структур с января перейти на 131-й закон. Меня очень волнует ситуация на местах в части исполнения доходной базы бюджета даже в той незначительной сумме, которая предусмотрена сейчас. Иными словами, сможем ли мы обеспечить поступление налогов в соответствующие бюджеты. Для нас есть основания начислять, предъявлять, а у казначейства распределять налоги по нужным кодам. Справочники кодов ОКАТО (кодов каждой территории, каждого муниципального образования) составлены и доведены до всех. Информация о кодах есть в каждой налоговой инспекции. Важно, чтобы каждый плательщик налога правильно заполнял платежное поручение, иначе и те небольшие деньги просто не дойдут до конкретного местного бюджета. На 15 февраля налоговые органы должны будут «выгрузить» данные о поступлении налогов за январь муниципальным образованиям. Я хочу подчеркнуть, что весь информационный обмен будет в электронном виде. И с 1 января отменяется представление администрациям статистической налоговой отчетности. Будет направляться информационный массив, который формируется в нашем программном продукте. Каждый глава у себя получит эти данные по каналам связи или на дискете. Поэтому нас волнует вопрос, есть ли сегодня на местах специалисты, способные принять эту информацию, есть ли там техника и каналы связи. По нашим данным, муниципалитеты пока к такому обмену не готовы. Валентина Швец: - Закон есть закон, и мы должны его исполнять. Но мы, муниципалы, очень надеемся, что как начали работать над его реализацией в сотрудничестве с облсоветом и администрацией, так и должны эту работу продолжить. Хотелось бы выразить надежду, что и федеральные структуры, которые находятся на территории области, будут исполнять свои права и обязанности, учитывая проблемы Приамурья.

Возрастная категория материалов: 18+