Роман, в извилистом русле которого до сих пор попадаются подводные течения и камни, о которые тут же начинают ломать запылившиеся было копья полчища литературоведов, абсолютно полноценен. Поэтому любая попытка сделать из истории Мастера и Маргариты кино, по всей видимости, обречена на провал. По крайней мере, все эти поляки, итальянцы и югославы, замахнувшиеся на булгаковское детище, канули в Лету вместе со своими экранизациями. Исключение составляет, пожалуй, Анджей Вайда, но этот польский режиссер открыл перед собой двери в историю вовсе не фильмом «Пилат и другие». Мистика здесь ни при чем Распространенная легенда гласит: роман «Мастер и Маргарита» закутан в мистический туман, как в стеганое одеяло. Пытаться снять по нему фильм или поставить спектакль так же безрассудно, как исследовать гробницы египетских фараонов. Разница только в том, что мумии карают нечестивцев неминуемой смертью, а булгаковские персонажи действуют по-своему. Засвечивают пленку, чихают на именитых актеров, запутывают шнурки операторам - в общем, мешают процессу, стараясь обходиться без жертв. Легенда легендой, а фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, вниманию зрителя так и не предстал. Не нарушайте покой фараона. С другой стороны, кому, как не режиссеру Владимиру Бортко, браться за главный роман Булгакова? На его счету «Собачье сердце», настоящий шедевр советского кинематографа, который никогда не наскучит аудитории. В этом фильме актерам удалось идеально наполнить трехмерной жизнью буквы и слова булгаковской повести, ничего не убавляя. Профессор Преображенский ассоциируется с Евгением Евстигнеевым, как Холмс с Ливановым или Табаков с Матроскиным. И ни в какое сравнение с жизнью и приключениями Полиграфа Шарикова не идет снятая тоже по Булгакову постперестроечная клоунада под названием «Роковые яйца», которую ради здорового (и не очень) смеха держат в своих коллекциях поклонники Гарика Сукачева и прочего псевдоавангарда. И вот к самому новому году зрители нашли в телепрограммах долгожданный подарок, радостно взвизгнули и принялись разворачивать яркую шуршащую обертку. Как это часто случается с новогодними подарками, внутри оказалось не совсем то, что заказывали и ждали. Инерционный восторг от первых двух серий, которые к тому же показали без рекламы (о, на какие жертвы пошел телеканал ради зрительского удовольствия!) и в один день, прошел быстро. В первую очередь для тех, кто читал «Мастера и Маргариту» не один десяток раз и легко может цитировать наизусть не только утратившую очарование фразу: «Рукописи не горят». Тут стоит отметить, что это все-таки популярнейший роман, поэтому процент не читавших его стремится, скорее, к нулю, чем к сотне. Так что задача перед авторами сериала стояла сложнейшая, а результат... Результат налицо. Маргарита остается одна То, что заполнило страницы периодических изданий на следующий же день после премьеры и не сходит с них по сей день, очень напоминает историю с предыдущим скандальным сериалом «Есенин». Но искушенная публика все меньше доверяет истеричным заголовкам газет, перелистывая хвалебную страницу и сразу же натыкаясь на критическую. И то, и другое как-то привычно списывается на раскрутку, безумная позиция «антиреклама - тоже реклама» укоренилась в разумах прочно и надолго. Позвольте напомнить: искусство и политика все-таки не одно и то же. Кандидат, распространяющий листовки негативного содержания про собственную личную жизнь, неприятен, правда его можно понять. Но художник, воспринимающий самую злобную и не всегда справедливую критику в свой адрес как бесплатную рекламу своему произведению, никакой не художник. Скорее, лавочник. Тогда, наверное, не стоит давать пространные интервью о замыслах, творческих метаниях и мучительном подборе актеров. Раскрутка, необходимая сегодня любому массовому продукту, может быть сделана изящно и ненавязчиво. Тем более что отрицательных отзывов сериал получил и еще получит и без пиар-проектов предостаточно. Слишком много в телеверсии «Мастера и Маргариты» моментов, которые вызывают у аудитории даже не раздражение - недоумение. Актерский состав добился одной цели: мгновенно вызвал бурю возмущения и наэлектризованных споров в зрительской среде. А что тут спорить, если Олег Басилашвили и булгаковский Воланд имеют друг с другом столько же общего, сколько Гоша Куценко с Евгением Онегиным или Кристина Орбакайте с Алисой Селезневой? По-человечески обидно за признанного талантливого актера, который, играя не свою роль, вызывает столько негативных эмоций у поклонников Булгакова. Вполне можно было обойтись без этого... Авторы фильма заикнулись в процессе съемок, что ведут переговоры с зарубежными актерами. С Жаном Рено и Гэри Олдманом. Жаль, что Олдмана нет в титрах сериала. Вот он бы показал Воланда во всей красе, даром что иностранец. Остается только посочувствовать Сергею Безрукову, которому, по всей видимости, никогда не вывести «позорное клеймо» русского гангстера Саши Белого со своей карьеры. Зрители, зачарованно наблюдавшие за «Бригадой» как за лучшим сериалом отечественного телевидения, вовсе не намерены воспринимать актера в других амплуа. И зря. Можно подумать, мускулистый синебородый мачо Дмитрий Певцов был бы гармоничнее в роли Иешуа. Нагиев и в этом фильме остается Нагиевым, и упрекать его бессмысленно. Кто действительно вызывает положительные эмоции и очень похож на общие представления о булгаковском Коровьеве, так это Александр Абдулов. И, безусловно, Анна Ковальчук. Актриса даже смотрится как-то одиноко среди сонма режиссерских «находок». Одним только выражением глаз Маргарите удается передать гораздо больше, чем полчищам обнаженных девиц, неуверенно пляшущих на речном берегу языческие танцы. Если бы еще отечественные гении спецэффектов не испортили легендарный полет на щетке над ночной Москвой (все их старания превратили новоявленную ведьму в скоростную авиаголову), Маргарита вполне оправдала бы все недочеты сериала. Кунсткамера для кота Бегемота Спецэффекты, о которых так восторженно распространялся официальный сайт фильма в начале съемок, никакого эффекта не производят, за исключением редких моментов. Все эти скелеты-мертвецы, мультипликационно превращающиеся в людей, трансформация отрезанной головы Берлиоза в чашу-череп современного зрителя впечатлить не способны абсолютно. Когда автомобиль с грачом-водителем (который по версии Бортко подозрительно смахивает на ворону и даже каркает) под музыку а-ля «Ералаш» взмывает в ночное небо, «смешно» покачивая задней частью, это не вызывает даже улыбки. А сколько злобного хохота, поводов для остроумия и даже нецензурной брани вызвало появление одного из самых примечательных персонажей «Мастера и Маргариты» - кота Бегемота? Это нелепое меховое чучело с мягкими лапками запросто перевернуло едва устоявшиеся представления публики о возможностях современного российского кинематографа. Вышеупомянутый сайт обещал, что за кота возьмутся лучшие спецы визуальных эффектов Голливуда. Потом не хватило денег. И пошли разговоры о том, что кота делают мастера, работавшие над «Ночным дозором»... Но то, что предстает на экране, не спасают никакие официальные объяснения. Не может эта жертва начинающего таксидермиста ни морочить людям головы, ни объявлять начало бала, ни починить примус. Экономить на таких вещах - значит губить идею на корню. Отдельных замечаний заслуживает операторская работа. Неизвестно, о чем думали создатели фильма, но даже непрофессиональный взгляд постоянно натыкается на из рук вон плохо сделанную работу. Камера постоянно замирает на одном месте, как будто оператору лень не только перемещать аппаратуру, но даже делать обычное приближение или удаление. Зачем, действительно, если все, кто в комнате, в поле зрения объектива попадают? Интернет-кинокритики уже устали соревноваться в количестве советов, которые они с удовольствием дали бы авторам по поводу картинки. В результате получается, что вполне обоснованная идея экранизировать «Мастера и Маргариту» на выходе оказалась сырым, необработанным сериалом, который благодаря громкой рекламе получает сейчас по заслугам. В череде неучтенных мелочей, столь дорогих тем, кто по-настоящему любит читать Булгакова, удачи теряются. Пока зритель разгневанно ищет шрам у Геллы или пытается разглядеть клык Азазелло, надежды и стремления авторов проходят мимо него. Средства массовой информации одной из главных удачных сторон сериала называют повышение интереса к литературному произведению. Только вряд ли роман «Мастер и Маргарита» нуждается в рекламе. Кино, которое могло бы удовлетворить все читательские желания, снять практически невозможно. Но стоит помнить: может быть, рукописи и не горят, зато кинопленка, которая никому не нужна, плавится легко и непринужденно.

Возрастная категория материалов: 18+